Размер
A A A
Цвет
C C C
Изображения
Вкл. Выкл.
Обычная версия сайта

Сборник материалов к 100-летию музея

В дни суровых испытаний

         

         Начавшаяся Великая Отечественная война нарушила планы музея, а они были грандиозны. В феврале 1940-го года Совнарком издал постановление, согласно которому весь комплекс памятников монастыря в черте крепостных стен объявлялся музеем-заповедником. Надо напомнить, что Лавра предвоенных лет, закрытая для богослужений ещё в 1919 году, представляла собой в то время печальное зрелище: монастырские строения были заняты самыми разными ведомствами и организациями, некоторые корпуса и, главным образом, крепостные стены отданы под жилье. Назрела необходимость придать архитектурному ансамблю достойный вид путем проведения реставрационно-восстановительных работ. В связи с этим предполагалось выселение всех посторонних организаций и жильцов с территории монастыря. Для осуществления запланированных работ правительством выделялась огромная по тем временам сумма – 6 миллионов рублей. Это было начало качественно нового этапа жизни музея.

     На работы по реставрации пригласили молодого архитектора Игнатия Викентьевича Трофимова, который представил генеральный план предстоящих работ на 1939-1943 гг. и смету на реставрацию 15 объектов. Осуществлять эту работу должны были специалисты, а их явно не хватало. В какой-то степени решить проблему помогли 22 студента-практиканта из Всероссийской Академии художеств и Московского архитектурного института. Один из них - Виктор Иванович Балдин,   сыгравший в 1960-х годах важную роль в реставрационных работах ансамбля Троице-Сергиевой лавры.

         А в июле - начале августа 1941-го, когда враг устремился к Москве, чтобы захватить столицу до холодов, в Загорске (с 1991 г. – Сергиев Посад), находившемся в 70-ти километрах от Москвы, началось строительство оборонительных укреплений. В.И. Балдин и его товарищи предложили свою помощь в маскировке лаврских объектов. Предстояло покрыть защитной краской золотые главы лаврских церквей и колокольни, так как они служили удобными ориентирами при налетах вражеской авиации. 

Из воспоминаний Виктора Ивановича Балдина:

        «Времени было мало. Ставить леса и подмостки некогда, да и некому. В нашем распоряжении – только веревки и кисти. А куполов золотых немало: на Троицком и Успенском соборах, на Трапезной, Надвратной, Смоленской, Михеевской церквах, на Надкладезной часовне и колокольне. Некоторые из них – огромных размеров: диаметр купола Успенского собора - 15 метров, Троицкого – 7, высота золотой чаши с крестом на 88-метровой колокольне превышает 15 метров. И на закраску всех этих куполов дали немногим больше недели… Забирались на церкви по веревкам, привязав к поясу ведро с краской, и на огромной высоте орудовали кистями, насаженными на длинные черенки… На купол Троицкого собора мы сшили огромный чехол из холста и затянули его канатом над карнизом главы. Маскировка была закончена к сроку».

         Проводились и другие работы оборонительного характера. Освобождались подвалы зданий для устройства в них бомбоубежищ, у многих зданий были вырыты щели-укрытия на случай внезапного налета вражеской авиации, готовились помещения под госпиталь и т. д. 

Эвакуация

             В самом начале Великой Отечественной войны СНК принял решение об эвакуации музейных ценностей первой категории. В кратчайший срок сотрудники Загорского музея, в основном женщины, упаковали в 42 ящика самую ценную часть коллекции, особое место в которой занимала серебряная рака с мощами преподобного Сергия Радонежского. Уже 25 июля 1941 г. экспонаты были сданы на временное хранение в ГИМ, который обеспечивал транспортировку ценностей из музеев Москвы и области. Драгоценный груз везли до Соликамска Пермской (в то время Молотовской) области на барже. Из Москвы выехали в августе, прибыли на место 22 октября. Сопровождал груз директор музея Иван Захарович Птицын. Он передал коллекцию в целости и сохранности директору филиала Государственного Русского музея П.К. Балтуну, который являлся хранителем спецгруза из Московских музеев в период эвакуации. А ту часть коллекции, которая осталась в музее, сотрудники спрятали в тайниках. Медные вещи, не представляющие художественной ценности, сдали в фонд обороны.

            В ноябре 1942 года музей командировал научного сотрудника А.М. Курбатову и хранителя Н.М. Прасолову для проверки состояния эвакуированных вещей. Обнаружились лишь небольшие повреждения тканей. Вернулись экспонаты в музей в ноябре 1944 г. также в целости и сохранности. 

Город и Лавра готовились к бою

           Через месяц после начала войны, в ночь с 21 на 22 июля, фашисты начали бомбить Москву. Массовые налеты не прекращались ни на один день. В городе была введена светомаскировка. С наступлением темноты – ни одного фонаря на улицах, ни одного светящегося окна в домах. На случай бомбежки окна заклеивали крест-накрест бумажными лентами, чтобы защитить их от взрывной волны. Самой высокой точкой города была колокольня. На ней соорудили наблюдательный пункт, с которого в любое время года и суток, при любой погоде бойцы местной противоздушной обороны (МПВО), в основном девушки 17-20 лет, вели наблюдение за пролетающими самолетами. По их сигналу в Москве объявлялась воздушная тревога.

Троице-Сергиева лавра. 1948 г.

                                              Троице-Сергиева лавра в 1948 г.

В конце ноября фронт приблизился к Дмитрову. Там шли ожесточенные кровопролитные бои. От него до Загорска всего 30 километров. А дальше – прямой путь на Москву. Реальность захвата территории Загорска и района в те суровые, очень холодные ноябрьские дни первого года войны была очевидной. Перед командованием и нашими бойцами была поставлена задача: не допустить врагом прорыва наших оборонительных рубежей. А в случае их прорыва город и Лавра должны были принять бой. К тому времени в городе были сооружены оборонительные укрепления: противотанковые рвы, надолбы, оборудованы огневые точки в крепостных стенах монастыря и кирпичных зданиях на перекрестках улиц. Но бой не состоялся. Противник был остановлен силами наших доблестных воинов, в том числе и силами солдат Первой ударной армии, формировавшейся в Загорске.

           6 декабря 1941 года войска нашего Западного фронта перешли в контрнаступление. Враг отступал, неся огромные потери. Это была первая серьезная победа нашей армии. Однако впереди были еще долгие годы тяжелейших испытаний. 

Музей-заповедник в дни тяжелых испытаний

            В первые же дни войны приказами директора И.З. Птицына были приняты меры по обороне музея-заповедника. Из сотрудников создали службы: химической и санитарной обороны, наблюдения и связи, охраны порядка, пожарно-восстановительная служба. Проводились занятия по противовоздушной и противохимической обороне. Директор музея обязал руководство многочисленных предприятий и организаций, находившихся на территории музея-заповедника, принять меры пожарной безопасности.

Директор музея Птицын Ив.Зах.

 Птицын Иван Захарович, директор музея. Участник Великой Отечественной войны. Погиб  в боях под Ржевом.    

До лета 1942 года залы музея были закрыты для посетителей, но работа сотрудников не прекращалась ни на один день и час. Через год после начала войны была открыта временная выставка «История монастыря ХIV – ХХ вв.», в Митрополичьих покоях восстановлена довоенная экспозиция «Быт высшего духовенства ХVIII в.». Открыли также архитектурный отдел, в котором была показана история всех зданий Лавры и работа по их реставрации. С наступлением тепла восстановили показ Успенского собора и Надкладезной часовни, а также экспозицию Военно-исторического отдела. А в 1943-м году открыли выставку «Вторая Отечественная война и разгром немцев под Москвой». Не прекращались в годы войны научная и археологическая работы.

Посетителями музея в 1941-1942 гг. были в основном бойцы и командиры проходивших через город частей Красной армии, солдаты Первой ударной армии и дивизий, формировавшихся в городе и его окрестностях, а также школьники и выздоравливающие раненые бойцы, проходившие лечение в загорских госпиталях. Один из них – самый крупный был развернут в   стенах Троице-Сергиевой лавры.

             В 1943 году музей посетили более 15,5 тысяч человек, в 1944 и 1945 - по 20 тысяч и более. При этом к началу 1944 года в штате музея, включая директора, было 35 человек. Из них всего семь научных сотрудников. Условия их жизни и работы в этот период были очень тяжелыми. Залы не отапливались вовсе, зарплата была очень низкой. Никто из сотрудников не имел рабочих карточек, в этой сфере они не полагались.

            После нашей победы под Курском, в войне наступил перелом. А в музее оживилась выставочная работа. Осенью 1944 г. была открыта выставка тканей ХIХ века из собраний Гефсиманского скита, Оптиной пустыни и Троице-Сергиевой лавры. Весной 1945 года – к 25-летнему юбилею Музея, сотрудники подготовили выставку, посвященную Андрею Рублеву. 

Фондовая работа

             Одно из самых важных событий, определивших во многом дальнейшее развитие музея, формирование его коллекций и структуры произошло в самом начале Великой Отечественной войны. По распоряжению СНК РСФСР от 15 июля 1941 г. был ликвидирован как самостоятельный Музей народных художественных ремесел (МНХР). Его коллекции передали в Загорский историко-художественный музей на правах отдела. Так в коллекции музея влилось богатейшее собрание произведений народного искусства и советских художественных промыслов всероссийского значения – более 40 тысяч предметов. Коллекция, поступившая в музей в столь трудное время, потребовала от сотрудников Загорского музея больших усилий для постановки её на учет и впоследствии научному описанию музейных предметов.

           И все же первоначальной задачей для сотрудников музея во время войны было сохранение имеющихся вещей. Каждое лето они проверяли коллекции, просушивали ткани, предохраняли вещи от моли и жучка. 

Реставрационные работы

          Уже в конце июня 1941 года перед стройучастком реставрационно-восстановительных работ встали новые задачи: прежде всего восстановление сводчатых помещений, которые можно было бы использовать для хранения ценностей, а также обеспечение статической устойчивости некоторых сооружений. Эта работа проводилась в основном в Больничных палатах и в нижнем ярусе колокольни.

          Реставраторы воспользовались и тем, что в связи с эвакуацией заводов освободились многие помещении в крепостных стенах и башнях, прежде занятых жильцами. Там был проведен ряд работ, чтобы обеспечить круговой обход Лавры по стенам и подготовить их к реставрации.

          Были также сделаны некоторые работы изыскательского характера по Духовской церкви, Троицкому собору и Никоновскому приделу, продолжена подготовка проекта реставрации северной части гульбища Трапезной. Это неполный перечень работ, осуществленных в 1941 году.

         Оживилась реставрационная работа в конце 1943 года, когда в Лавру прибыл с фронта И.В.Трофимов. Трудностей было немало: не хватало мастеров и рабочих. Но главная трудность состояла в перенаселении Лавры. На территории музея располагалось множество учреждений и организаций, в жилом секторе проживало более 2500 человек. К тому же возникли серьезные проблемы со стройматералами. И в этих тяжелейших условиях реставрация продолжалась. В 1944 году была завершена реставрация Больничных палат и церкви Зосимы и Савватия. Было также ликвидировано аварийное состояние стен Духовской церкви, проведены работы по Никоновскому приделу.

        Но большей частью работы, которые вел стройучасток в конце войны, были ремонтно-строительного характера. Приходилось прочищать и восстанавливать ливнеспуски, ремонтировать уборные, восстанавливать печи и т. д.

        Самоотверженная работа музейных сотрудников Загорского историко-художественного музея-заповедника в годы Великой Отечественной войны велась во имя Победы.

        Вспомним скромных тружеников музея, тех, кто, не жалея сил, трудился во имя его будущего. Среди них: И. З. Птицын, А.М. Курбатова, Н.М. Прасолова, Е.М. Можаева, К.А. Цигловская, Е.К. Рабинович (Солнцева), З.Я. Швагер, В.Я. Ряховский, Ю.А. Лебедева и др.      

          

Уткина-и--Еремин-1940 (1).jpg

Младший научный сотрудник Уткина Т.И. и Еремин Иван Георгиевич, ученый секретарь музея. Участник войны.

           Испытания военного времени музей выдержал достойно. За сохранение памятников и работу для посетителей  18  его сотрудников  были награждены медалью  «За доблестный труд в Великой Отечественной войне». Ущерб, причиненный войной музею, в ноябре 1944 г. оценивался в  421496 рублей. В эту сумму не вошла стоимость экспонатов выставки МНХР, погибших в Минске, а также затраты на восстановление архитектурных памятников и реставрацию музейных предметов

 Солдатами в годы войны стали ученый секретарь Иван Георгиевич Еремин, старший научный сотрудник Борис Сергеевич Щипанов.  Директор музея Иван Захарович Птицын пал смертью храбрых.  

Старший научный сотрудник музея Лидия Васильевна Гирлина