Размер
A A A
Цвет
C C C
Изображения
Вкл. Выкл.
Обычная версия сайта

Сборник материалов к 100-летию музея

В.Д. Дервиз. Деятельность и судьба

derviz1.jpgДервиз Владимир Дмитриевич (1859-1937) – художник, земский деятель, музейный работник. Родился 09(21).05.1859 года. Окончил Училище правоведения, затем 5 лет проучился в Академии художеств, где подружился с Серовым В.А. и Врубелем М.А. В 1886 году женился на двоюродной сестре Серова Надежде Яковлевне Симонович. Долгие годы они жили в Тверской губернии, в имении Домотканово, куда в гости к ним приезжали многие известные художники. Вплоть до революции Дервиз принимал активное участие в деятельности Земства, занимая разнообразные выборные должности. В 1919 году он переехал в Сергиев, где жила семья его дочери Марии, в замужестве Фаворской. Вначале работал преподавателем рисования в Сергиевском Педагогическом техникуме. По рекомендации И.Э. Грабаря с 5 ноября 1920 года В.Д. Дервиз приступил к работе в Комиссии по охране памятников искусства и старины Троице-Сергиевой Лавры. 10 марта 1921 года его назначили заведующим Выставочным отделом и музейным запасом. С весны 1922 по осень 1924 г. он исполнял обязанности председателя Комиссии.

В дальнейшем Дервиз работал заместителем заведующего, одновременно исполняя роль хранителя. Владимир Дмитриевич прекрасно владел французским и английским языками. Приезжавшим в музей иностранцам он сам проводил экскурсию. Английский профессор Конвей оставил в книге отзывов такую запись: «Этот день будет мне всегда памятен, как один из больших дней моей жизни. Я видел удивительнейшие и превосходные вещи в приятной компании и в очаровательной исторической глубоко интересной обстановке. Все, что сделано, сделано удивительно. От души желаю, чтобы дело было доведено до совершенного конца». Заведующий музеем Свирин А.Н. писал о Дервизе: «Глубокая культура, широкое образование, природная художественная одаренность и большой такт, которыми обладал Владимир Дмитриевич, были чрезвычайно ценными качествами для деятельности в таком музее, если учесть общую обстановку, в которой протекала работа. Задача превратить огромный монастырь в музей была чрезвычайно сложной и трудной. Одним из основных вопросов был вопрос об охране музея.

derv_favor.jpg
derviz2.jpg
6__1920.jpg

Вначале охрана была организована из монахов, и надо отдать им должное, по справедливости, они работали безукоризненно. Впоследствии они заменились молодыми сотрудниками. … Как заведующий музеем, он сам занимался инвентаризацией сокровищ, хранившихся в музее. Насколько была трудна эта работа, легко представить, если учесть, что помещение ризницы, где хранились драгоценности, не отапливалось, а предметы из золота и серебра надо было держать в руках и тщательно рассматривать. Владимир Дмитриевич в своем старом полушубке и в какой-то маленькой шапке, не закрывавшей ушей, ежедневно проводил работу, не обращая внимания на холод». Главной его задачей было сохранить Лавру, ризницу. Ему удалось в 1922 году отстоять должность эксперта по древнерусскому искусству для Ю.А. Олсуфьева, что было необходимо в связи с составлением описей на передачу ценных вещей для помощи голодающим Поволжья.

В 1927 году в с связи с компанией по атеистической пропаганде начались нападки в печати на сотрудников музея. Музейный отдел Главнауки пытался какое-то время отстоять и Дервиза В.Д., и директора музея Свирина А.Н. В мае 1928 года в городе были проведены массовые аресты, в том числе монахов, работавших в музее. Музей на несколько месяцев был закрыт. Дервиз и Свирин были уволены, но не арестованы. После ухода из музея В.Д. Дервиз жил в Москве. Он умер 13 апреля 1937 года и захоронен на Введенском кладбище.