Размер
A A A
Цвет
C C C
Изображения
Вкл. Выкл.
Обычная версия сайта
Дата:
23 сентября 2021 - 17 декабря 2021
Режим работы:

Среда, воскресенье - 

с 10.00 до 18.00,

Четверг, суббота 

с 10.00 до 19.00,

Пятница - с 10.00 до 17.00


Технический перерыв: 

13.00 - 13.30


Выходные дни: понедельник  и вторник

Санитарный день: последняя среда каждого месяца  


Режим работы кассы:


среда, воскресенье - 

с 10.00 до 17.30,

четверг, суббота - 

с 10.00 до 18.30,

пятница - с 10.00 до 16.30     


Технический перерыв:  

13.00 - 13.30


Каждые 2 часа осуществляется дезинфекция контактных поверхностей и проветривание залов.


Экскурсии по тел.: 

(496) 540-53-56;

(985) 040-45-17 и на сайте музея.

Купить электронные билеты на сайте музея:

Стоимость билетов:
Стоимость входных билетов 

«Царственный богомолец. Иван Грозный и Троице-Сергиев монастырь»

         
  

 4 сентября 1530 г. в Троице-Сергиевом монастыре торжественно крестили наследника престола – княжича Ивана, долгожданного сына Василия III. Совершал обряд игумен Иоасаф (Скрипицын), впоследствии митрополит всея Руси. Младенца поднесли к иконе Троица, письма Андрея Рублева, и положили на раку с мощами преподобного Сергия Радонежского. 

С этого времени началась богатая история взаимоотношений Ивана Грозного с обителью преподобного Сергия. С детства государь был усердным богомольцем Троице-Сергиевой обители, куда ездил ежегодно, а иногда несколько раз в год. Царь являлся щедрым жертвователем – выдал в монастырь более сотни жалованных грамот, давал богатые вклады деньгами и землями, содействовал строительству крепостных стен, а в 1559 г. заложил огромный Успенский собор, превышающий размерами московский соборный храм. 

Примеру государя следовали члены его семьи и московское боярство, подававшие в обитель богатые вклады – деньги, вотчины, книги, драгоценную утварь. Однако в эпоху опричнины богомольная идиллия была разрушена. Царь удалился в Александрову слободу, где создал некое подобие своего монастыря. Он реже посещал Троице-Сергиеву обитель, сократил количество жалованных грамот. В 1573 г. в одном из посланий Грозный написал: «Иссякло в Троице-Сергиевом монастыре благочестие – и монастырь оскудел».

Трагическая смерть царевича Ивана Ивановича, павшего жертвой отцовского гнева, заставила Ивана Грозного возвратиться в Троицу. 6 января 1581 г. произошло тайное покаяние царя перед троицкими старцами Варсонофием (Якимовым) и Евстафием (Головкиным). По словам троицкой Вкладной книги, самодержец «шесть поклонов в землю челом положил со слезами и рыданием». На помин души царевича Иван IV дал колоссальный денежный вклад – 5 500 рублей. На эти средства было завершено строительство Успенского собора.

Произведения иконописи, декоративно-прикладного искусства, памятники книжности и другие артефакты XVI века из собрания Сергиво-Посадского музея-заповедника повествуют об эпохе и личности царя Ивана Грозного, его связях с Троице-Сергиевым монастырем, богомольных традициях государя и драматических поворотах истории его царствования.

Кураторы выставки: зав. отделом «История и культура Сергиево-Посадского края XIV-нач. XX вв.» Токарева Татьяна Юрьевна и ведущий научный сотрудник отдела «История и культура Сергиево-Посадского края XIV-нач. XX вв.» Сергей Юрьевич Шокарев.


Неизвестный художник. Середина XVIII в. Портрет царя Ивана Грозного. СПМЗ Холст, масло Евангелие. 1560 г. Вклад архимандрита Меркурия Дмитровца в Троице-Сергиев монастырь.  Дерево, кожа, недрагоценный металл, ткань, краски, серебро; полуустав, живопись, чеканка, золочение Евангелие. 1560 г. Вклад архимандрита Меркурия Дмитровца в ТСМ.  Дерево, кожа, недрагоценный металл, ткань, краски, серебро; полуустав, живопись, чеканка, золочение Евангелие. Евангелист Марк. Фрагмент миниатюры. 1560 г. Вклад архимандрита Меркурия Дмитровца.  Дерево, кожа, недрагоценный металл, ткань, краски, серебро; полуустав, живопись, чеканка, золочение Евангелие. Вклад дьякона Ионы Зуя в Троице-Сергиев монастырь. XVI в. Дерево, бумага, ткань, кожа, серебро; литье, гравировка, чернь,  золочение, полуустав, живопись Евангелие. Евангелист Марк. Вклад дьякона Ионы Зуя в ТСМ. XVI в. Дерево, бумага, ткань, кожа, серебро; литье, гравировка, чернь,  золочение, полуустав, живопись Евангелие. Фрагмент. Вклад дьякона Ионы Зуя в ТСМ. XVI в. Богоматерь Владимирская. 1570 г. Иконописец Давид Сирах.  Дерево; темпера Содержит надпись на обороте: 7079 (1570) м сенте в 6 днь пи […] я образ при великом цри Иване Василевич все Рус Блгорс [?] мъ [?] и Козанскам при митрополите Антонии писал Двдъ Сирах Икона-складень трехчастная «Праздники и избранные святые». Вторая половина XVI в. (фрагмент). Дерево, недрагоценный металл, кожа, серебро, перламутр, альмандины, бирюза, стекло; темпера, резьба по перламутру, гравировка, скань, золочение Икона «Богоматерь Донская». Вторая половина XVI в. Принадлежала печатнику Борису Ивановичу Сукину. Дерево, камка, недрагоценный металл, золото, серебро, сапфир, рубины, шпинель, жемчуг; чернь, золочение, эмаль, чеканка, шлифовка, низание жемчугом Чаша. Вторая половина XVI в. Серебро, золочение, чеканка, резьба, ковка. Содержит надпись на венцах: «Божиею милостию царя и великого князя  Ивана Васильевича господаря всея Руси сына царевича князя Федора» Чаша. Вторая половина XVI в. Серебро, золочение, чеканка, резьба, ковка. Фрагмент иконы «Кирилл Белозерский».  Предположительно, вклад царицы Анастасии Романовны  и княгини Ульяны, супруги Юрия Углицкого,  брата Ивана Грозного. XVI в. в ТСМ. Недраг-ый металл, дерево, ткань, серебро;  темпера, чеканка, чернь, эмаль, золочение