Размер
A A A
Цвет
C C C
Изображения
Вкл. Выкл.
Обычная версия сайта
Дата:
19 августа 2016 - 4 октября 2016
Режим работы:

Вторник, четверг, пятница, суббота, воскресенье 

с 10.00 до 18.00


Выходные дни: понедельник и среда

В последний вторник каждого месяца музей закрыт на санитарный день. 

Режим работы кассы:
Вторник, четверг, пятница, суббота, воскресенье  
с 10.00 до 17.30

Экскурсии по тел.: 

(496) 540-53-56

8 (985) 040-45-17 и 

на сайте музея.

Стоимость билетов:
Без экскурсии:

льготный - 100 руб./чел.,  взрослый - 200 руб./чел.

С экскурсией - от 400 руб./чел.

Подробнее в разделе Стоимость входных билетов

Выставка "Цветы к юбилеям"

Посвящается 120-летию Александра Алексеевича Топоркова и 100-летию Евдокии Петровны Беляевой, - художникам, чьи имена хорошо известны в нашем городе и за его пределами.

exptzvet-1.jpg

Жизнь и творчество этих живописцев пришлись почти на весьXX век. Век бурных политических, социальных и культурных событий отразился в личной жизни каждого, а творчество, испытав различные влияния, обрело цельность и индивидуальный почерк, стало узнаваемым и любимым зрителями. Когда мы произносим их имена, в памяти мгновенно всплывают зрительные образы их произведений, имеющие определенные и только им присущие чувственныепроявления и живописные черты. 

Оба художника прожили долгую жизнь, создали значительное количество работ, являлись экспонентами многочисленных выставок в стране и в городе.

Александр Алексеевич Топорков (1896-1995) родился в крестьянской семье во Владимирской губернии. С детства рисовал, учился в Андреевском церковно-приходском училище, в Строгановском художественно-промышленном училище (1909-1918), преобразовавшемся впоследствии в Свободные художественные мастерские, затем в Высшие художественно-технические мастерские. Именно здесь велись поиски нового художественного языка под влиянием преподавателей- авангардистов, и поиски эти имели разные проявления, граничащие порой с беспредметным изображением. Но абстракционизм, возникший в искусстве как явление, прежде всего, мировоззренческое, не мог стать доминирующим в сознании и творческих людей того времени, и широких слоев населения.
Идеологическая борьба за возвращение искусства в лоно реализма имела известную историю на протяжении почти всего XX века, и в 1920-1930-е годы изменила творческий путь многих живописцев. Немногочисленные абстрактные работы, три из которых экспонируются на выставке, по всей видимости, не стали программными в творчестве Топоркова. В 1923 году он начинает преподавательскую деятельность в Сходненской школе кустарного творчества. В 1930 году художник с семьей переезжает в Хотьково, где преподает в Абрамцевской профтехшколе. Много и плодотворно А.Топорков работал в декоративно-прикладном искусстве, создавал деревянные панно, ковши, блюда, солонки, участвовал в выставках народного и декоративно-прикладного искусства. В 1947 году вступил в Союз Художников СССР.

В 1957 году по инициативе А.Топоркова на базе профтехшколы создается специальное учебное заведение – Абрамцевское художественно-промышленное училище. 


С 1950-х годов все больше времени Топорков уделял живописи, часто ходил на этюды. Акварели, зарисовки, впечатления от пейзажей Новгорода, Крыма, окрестностей Хотькова и Сергиева Посада составляют еще одну линию творческого дарования Топоркова. Лирические пейзажи и яркие, жизнеутверждающие натюрморты – это истинные проявления души человека, влюбленного в жизнь и красоту Природы.

exptzvet-2.jpg

Евдокия Петровна Беляева (1916-2004) родилась в Петрограде. В юные годы училась рисованию, регулярно посещала занятия в студии, где готовили к экзаменам в Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры Всероссийской Академии художеств. Со второго курса Беляева, обучалась в мастерской А.Осмеркина по приглашению самого мастера. Студенческие годы Беляевой были прерваны войной, и в 1944 году по пути из Самарканда (куда была эвакуирована Академия) в Ленинград, студенты с преподавателями на полгода задержались в Загорске, где продолжали учебный процесс, творческую практику и выставочную деятельность. По окончании института волею судьбы Беляева вновь оказывается в Загорске, теперь уже навсегда. Здесь она сближается со скульптором Татьяной Николаевной Шевченко, знакомится с загорскими художниками. В 1961 году вступает в Союз художников.

С 1950-х годов складывается собственная живописная манера Беляевой, определяются жанровые предпочтения. В портретах и натюрмортах художника со всей откровенностью и широтой души проявлена любовь к близким людям и к предметному миру. Портретная галерея представляет людей хорошо знакомых художнику, связанных с ней душевным родством и культурной традицией. На выставке мы представляем два автопортрета Беляевой, портрет искусствоведа О.В. Кругловой и портрет врача.
Беляева всегда мечтала создать «полнокровный русский натюрморт», для чего обращалась к народному искусству, к русской иконописи, к традициям фресковой живописи.
Ее увлекали разнообразные природные растительные формы и рукотворные предметы, из которых потом сложились два типа натюрмортов: цветочный и предметный. Особенность видения объектов изображения, их внутренней сути и внешней красоты определила выбор формата картины. Натюрморты Беляевой довольно крупные по размеру, монументальны по характеру. Линия, форма, ритм, цвет, характер мазка, организованное пространство, – все элементы художественного языка в произведениях Беляевой отработаны безупречно.

На выставке представлено56 живописных произведений А.А.Топоркова и Е.П.Беляевой из фондов Сергиево-Посадского музея-заповедника, 5 работ из частного собрания В.Ю.Багроваа, а также предметы декоративно – прикладного искусства из фондов музея.