19 июня 2025 - 21 сентября 2025
выставки
Посещение выставки с экскурсионным обслуживанием проводится для одиночных посетителей и для сборных групп (от 1 до 20 человек) строго по сеансам.
Среда, четверг, пятница, суббота, воскресеньес 10.00 до 18.00.
Выходные дни:
понедельник и вторник
В последний четверг каждого месяца музей закрыт по техническим причинам с 10.00 до 13.30
График проведения сеансов
(15 сеансов):
10.00/ 10.30/ 11.00/ 11.30/ 12.00/ 12.30
13.00/ 13.30/ 14.00/ 14.30/ 15.00/ 15.30/ 16.00/ 16.30/ 17.00
Каждую вторую среду месяца
в 16.00 проводится бесплатный
социальный сеанс для индивидуальных посетителей - граждан, имеющих право на бесплатное или льготное посещение музея, не более 20 человек в группе.
Музей оставляет за собой право продажи билетов без экскурсионного обслуживания в случае если не собирается группа на экскурсионный сеанс.
8 (496) 540-53-56,
8 (985) 040-45-17 и на сайте музея
Среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье
с 9.30 до 17.30
Предварительная запись по тел.:
8 (496) 540-53-56,
8 (985) 040-45-17
Без экскурсии - от 100 руб./чел.
С экскурсией - от 250 руб./чел.
Подробнее Стоимость входных билетов
Выставка «Приоткрывая завесу тайны. К 25-летию отдела реставрации»
Работа реставраторов у посетителей музея вызывает особый интерес, возможно, от того, что всегда скрыта от постороннего взгляда и поэтому кажется необыкновенной, таинственной. И это, действительно, уникальная профессия – возвращать произведению искусства или историческому памятнику его былую красоту, первоначальный облик, спасать почти уничтоженное беспощадным временем, людьми или роковыми обстоятельствами. Работа реставраторов не может не удивлять, только нужно помнить, что «волшебство» профессионала заключается в глубоком знании, виртуозном владении мастерством и огромном уважении к предмету и людям, его создавшим. Наша выставка лишь немного приоткроет завесу тайны этой профессии на примере работы сотрудников отдела реставрации Сергиево-Посадского музея-заповедника, которому в 2025 году исполняется 25 лет. Необходимость работы реставраторов в музее была очевидна уже с первых лет его существования, но лишь конце XX века появилась возможность создания специального подразделения в штате музея.
Отдел реставрации СПГИХМЗ был создан в июле 2000 года на основе небольшого реставрационного сектора отдела хранения. Создание отдела дало импульс дальнейшему развитию реставрационной работы в Сергиево-Посадском музее. От организации в 1970-е годы реставрационной мастерской с двумя штатными реставраторами темперной живописи пройден путь до современного музейного отдела.
В настоящее время в отделе работают десять реставраторов по пяти направлениям:
реставрация станковой темперной живописи: зав. отделом Ольга Борисовна Куцель, художник-реставратор Ольга Сергеевна Воскресенская, художник-реставратор Наталья Ивановна Прищенко;
реставрация станковой масляной живописи: художник-реставратор Гречина Любовь Александровна, художник-реставратор Павел Валентинович Островский (архимандрит Дорофей);
реставрация тканей: художник-реставратор Наталия Владимировна Грекова, художник-реставратор Юлия Александровна Махасевич;
реставрация металла: художник-реставратор Павел Николаевич Котельников, художник-реставратор Екатерина Владимировна Ромашкина;
реставрация керамики: художник-реставратор Вероника Юрьевна Майорова.
Выставка подготовлена на основе подлинных произведений XVI-XX веков из собрания СПГИХМЗ. В состав выставки включены произведения иконописи, масляной живописи, лицевого шитья, церковные облачения, предметы декоративно-прикладного искусства (ткани, металл, керамика), доспехи и оружие.
Без участия реставраторов в музее не открывается ни одна экспозиция и выставка. Кроме работы с музейным предметом в мастерской, реставраторы регулярно делают «обход» по всем объектам музея, наблюдая за состоянием экспонатов. Не случайно, эту профессию иногда сравнивают с медициной, здесь действуют те же принципы: «не навреди», правильно определи причину «недуга», найди правильный способ «лечения».
За 25 лет реставрацию и экстренную консервацию прошли около 1500 музейных предметов, а в состав выставки вошли около 60 экспонатов, реставрация которых представляла особую сложность и носила комплексный характер.