Размер
A A A
Цвет
C C C
Изображения
Вкл. Выкл.
Обычная версия сайта
Дата:
26 декабря 2025 - 23 февраля 2026
Режим работы:

Вторник, четверг, пятница воскресенье 

с 10.00 до 18.00

суббота

с 10.00 до 20.00

Выходные дни: понедельник и среда

В последний вторник каждого месяца музей закрыт по техническим причинам с 10.00 до 13.30 


Режим работы кассы:
Вторник, четверг, пятница воскресенье

с 10.00 до 17.30

суббота

с 10.00 до 19.30


Экскурсии по тел.: 

(496) 540-53-56

8 (985) 040-45-17 и 

на сайте музея.

Стоимость билетов:

полный билет в будние дни - 300 руб./чел

льготный билет в будние дни - 150 руб./чел.


полный билет в выходные дни - 400 руб./чел.

льготный билет в выходные дни - 200 руб/чел.


экскурсия в будние дни: 600 руб./чел. - взрослый, 450 руб./чел. - льготный


экскурсия в выходные: 700 руб./чел. - взрослый, 500 руб./чел. - льготный


Подробнее Стоимость входных билетов 

Выставка «Рафаэль. Версии»

Выставка «Рафаэль. Версии» из коллекции Музея Академии художеств (г. Санкт-Петербург) представляет 36 произведений русских и зарубежных художников, созданных по выдающимся работам Рафаэля Санти (1483-1520). Они позволяют проследить основные этапы жизни и творчества одного из крупнейших мастеров эпохи Высокого Возрождения.

Выставочный проект «Рафаэль. Версии» был создан в 2020-2021 годах к 500-летию со дня кончины Рафаэля Санти. Сначала он был представлен в Петербурге, в Музее Академии художеств, в 2023 г. – в Государственном музее изобразительных искусств Татарстана (Казань), в 2024 г. – в Мурманском областном художественном музее. Выставка, представленная в Сергиево-Посадском музее-заповеднике, включает значительную часть живописных и графических произведений, входивших в первоначальную экспозицию.

Влияние Рафаэля на мировое искусство общепризнан. Среди множества художников, которые считали Рафаэля своим учителем, есть те, кто работал рядом с ним при жизни, и те, кто творил через многие годы после смерти великого мастера. Для европейского академизма, начиная с момента основания Болонской академии (около 1585), само имя Рафаэля было почти святым, а к началу XIX века Рафаэль — это уже часть культурной «мифологии». В этот период не только изучают его творчество, но и начинают слагать о нем настоящие легенды. В них находит отражение романтический миф о божественном художнике, который творит по велению высших сил. Джорджо Вазари в биографии Рафаэля писал: «Вот почему можно с уверенностью утверждать, что все люди, являющиеся обладателями столь же ценных даров, какие обнаружились в Рафаэле из Урбино, – не просто люди, но, если только дозволено так выражаться, – смертные боги…».

В европейском искусстве жизнь и творчество Рафаэля стали темой для традиционного спора художников об идеалах и целях искусства почти сразу после смерти прославленного мастера. В России «открытие» Рафаэля произошло намного позднее, в период правления императрицы Екатерины II. К этому времени относится начало деятельности Императорской Академии художеств, для учеников которой обращение к творчеству Рафаэля стало частью обязательной учебной программы. Рафаэль — это не просто мастер, которого следовало копировать, чтобы достичь совершенства. Его искусство — своего рода абсолютный метод, который необходимо было использовать при работе, подобно профессиональному инструментарию.

По традиции лучшие ученики Академии отправлялись за границу, где могли в главных центрах европейской художественной культуры – Париже и Риме – «совершенствоваться в искусствах». Профессорский совет Академии в качестве задания указывал пенсионерам те произведения выдающихся художников Возрождения (чаще всего работы Рафаэля), с которых следовало выполнить копии. Предоставленные в качестве отчетной работы за период пенсионерской поездки картины, становились «учебными пособиями» для других воспитанников.

Первым русским художником, копировавшим Рафаэля (фигура «Правосудия» из зала Константина), был Антон Павлович Лосенко — выдающийся мастер русской исторической картины второй половины XVIII века, руководитель класса исторической живописи в Академии художеств. Он был, кажется, единственным из находившихся в Италии пенсионеров, выбравшим произведение для копирования самостоятельно, без рекомендации Совета профессоров Академии художеств.

На выставке представлены одни из лучших копий произведений Рафаэля, написанные известными представителями русской академической школы XIX века: А.Т. Марковым, М.Т. Марковым, Г.К. Михайловым, М.Н. Васильевым, К.И. Русецким и др. Это повторения знаменитых «Рафаэлевских Мадонн» (в том числе, самой знаменитой «Сикстинской Мадонны»), композиций с иконографией «Святого семейства», «Положения во гроб», копии фресок «Станцы Рафаэля» в Ватиканском дворце.

Кроме живописных работ выставка включает репродукционные гравюры известных европейских мастеров Н. Шапрона и Н. Дориньи и архитектурную графику, связанную с последним, незавершенным творением Рафаэля и его учеников – виллой Мадама в Риме.

Дополняют экспозицию произведения из собрания Сергиево-Посадского музея-заповедника: пять гравюр с видами Рима выдающегося итальянского архитектора XVIII века, исследователя и коллекционера римских древностей, мастера офорта в жанре архитектурного пейзажа, издателя офортов Джованни Баттиста Пиранези, и две картины с изображением собора Святого Петра в Риме итальянского живописца XIX века В. Джованнини.