Размер
A A A
Цвет
C C C
Изображения
Вкл. Выкл.
Обычная версия сайта
Дата:
29 апреля 2023 - 24 сентября 2023
Режим работы:

Среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье 

с 10.00 до 18.00


Выходные дни: понедельник и вторник

В последнюю пятницу каждого месяца 
с 14.00 до 18.00 музей закрыт на санитарный день. 


Режим работы кассы:
Среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье 
с 10.00 до 17.30

Экскурсии по тел.: 

(496) 540-53-56

8 (985) 040-45-17 и 

на сайте музея.

Стоимость билетов:
Без экскурсии:

льготный - 100 руб./чел.,  взрослый - 200 руб./чел.

С экскурсией - от 320 руб./чел.

Подробнее в разделе Стоимость входных билетов

Выставка «Трепет живой жизни». Диалоги – 2023. Натюрморт

Сергиево-Посадский музей-заповедник представляет выставку живописи, графики и декоративно-прикладного искусства «Трепет живой жизни». Диалоги – 2023. Натюрморт. «Диалоги» — выставочный проект музея, зародившийся в 80-х годах прошлого века и ставший традиционным с 2003 г.

Музей сам приглашает авторов к участию в выставке и выбирает ее тему. На этот раз «Диалоги» посвящены одному из традиционных и любимых зрителями жанров искусства — натюрморту.

Натюрморт как жанр в изобразительном искусстве имеет свою непростую историю становления. Изображение предметов природных и рукотворных форм известно с древних времен в странах Запада и Востока. Свой расцвет жанр пережил во Фландрии в XVII веке, где художники создали разные по тематике варианты «тихой жизни».

В России с XVIII века натюрморт использовался часто в качестве учебных «штудий» или как украшение интерьеров и долго считался в Академии «низшим» жанром. Но положение менялось с отношением людей к миру вещей и к окружающему миру в целом. К примеру, известный русский живописец А.Г. Венецианов призывал к тому, чтобы «в натюрморте сохранялся трепет живой жизни», что способствовало появлению новых художественных и технических задач.

В XIX веке натюрморт постепенно утратил значение только учебных предметных постановок, и в нем русские художники увидели возможность для выражения личных искренних чувств по отношению к жизни, к красоте и богатству мира. Пережив времена популярности и забвения, натюрморт приобрел самостоятельность, тематическое многообразие и философскую глубину.

В настоящее время от этого жанра в своем творчестве не отказывается почти ни один современный художник, и выставки натюрморта особо любимы зрителем. К участию в «Диалогах-2023» музей пригласил шестерых известных мастеров города: Наталью Артемову, Ольгу Мельгунову, Анну Филиппову, Сергея Колокольчикова, Сергея Небесихина, Валерия Секрета и одного дебютанта – Сергея Полякова. Каждый из них, работая в определенном материале и стиле, создает свой собственный диалог с миром вещей, обращая внимание на его красоту и значимость в нашей жизни.

Работая в технике масляной, темперной живописи, акварели, пастели, монотипии, в керамике и стекле, они создают произведения, отмеченные индивидуальными эстетическими качествами. Стилистически разные, все представленные работы наполнены восхищением и любовью к предметному миру, передают особенное настроение, создавая в пространстве залов ощутимый диалог мировосприятий.

Натюрморты, исполненные в традиционной живописной реалистической манере, не лишенной импрессионистских приемов у Н. Артемовой, В. Секрета, С. Небесихина соседствуют с работами О. Мельгуновой, исполненными более условным художественным языком и находящимися на стыке нескольких жанров: натюрморта, интерьера, пейзажа. Гиперреалистическое изображение предметов, ассоциативно связанное с голландским искусством у С. Колокольчикова, ведет диалог-спор со сдержанными в своем исполнении условными формами натюрмортов С. Полякова. С их плотью, цветом и фактурой контрастирует легкость, воздушность и прозрачность акварельных работ А. Филипповой.

Творческие работы в стекле и керамике О. Мельгуновой и А. Филипповой дополнили изобразительный ряд и внесли в диалоги свою интонацию. Выставка натюрморта – это не только возможность увидеть новые произведения любимых мастеров, но и возможность вспомнить об истории развития жанра в разные времена в разных странах, найти аналогии с известными в истории искусства видами «тихой жизни», продолжить свой собственный диалог с авторами. 

Куратор выставки зав. отделом «Изобразительное искусство» Ирина Феликсовна Жданова.