Размер
A A A
Цвет
C C C
Изображения
Вкл. Выкл.
Обычная версия сайта

Новости

Женский праздничный костюм из с. Ветчаны Касимовского уезда, относящийся к редким образцам одежды рязанской Мещёры

21.09.2021

Географическое понятие Мещёра связано с летописным названием угро-финского племени, обитавшего к северу от левого берега Оки до прихода славян. Многие отдаленные старинные мещёрские селения выделялись самобытностью культуры. К ним относятся семь деревень Ветчанской волости, расположенные в районе Курши – небольшой речки, впадающей в реку Гусь. По преданиям, ещё во времена Олега Рязанского здесь жили выходцы из литовского княжества. Предполагают, что пленные группы литовцев попадали на Рязанскую землю. В народной памяти долго сохранялось представление, что в этом и некоторых других местах к северо-западу, живёт некая «литва», хотя жители этих мест от своих соседей практически ничем не отличались, кроме костюма с иным декоративным убранством. Однако точнее всех рассказывает нам о далёких предках жителей Курши женский костюм. Здесь сохранилась особенная понёва. Особенная и по способу тканья, по цвету и по рисункам. Во всех остальных местах рязанской земли понёвы имели обычное полотняное переплетение, «куршаки» же ткали двойные, на посконной основе со сложным бранным рисунком. Рисунки были белые с чёрным и небольшим количеством жёлтого на тёмно-красных понёвах, которые носили в воскресные дни. Отличительные особенности орнамента куршанских понёв: ромбы сильно вытянуты по горизонтали, в них вписаны меньшие ромбы. Такой узор назывался челноки, а понёва — «челноками братая». Примечательно, что понёва «куршаков» действительно имеет черты сходства с литовской женской поясной одеждой. Такой же способ тканья и такие же рисунки и расцветки бытовали в Литве. Отличительной местной особенностью был цвет «прошвы» - прямоугольной вставки спереди, которую в Курше делали из более тонкой, холщовой или хлопчатобумажной ткани красного цвета. Необычайно красочными были передник и нагрудник «сарафан»: яркие вытканные фигуры среди красных затканных и кумачовых полосок можно уподобить византийской мозаике. Несколько вариантов красно-белых полос в сочетании с узором создают ритм в костюме. В простом линейном и геометрическом орнаменте сказывается благородство вкуса рязанских крестьянок, умеющих простыми средствами достичь художественного совершенства. Женский костюм является украшением выставки «Рязанские мадонны. Традиционный костюм Рязанской губернии начала XIX – XX вв.» в собрании Сергиево-Посадского музея-заповедника». Выставка работает до 7 ноября (включительно) и располагается в музейном комплексе «Конный двор» по адресу: ул. 1-ой Ударной Армии, д.2.

Ведущий научный сотрудник отдела «Русское народное и декоративно-прикладное искусство XVIII-XXI вв.» Г.В. Соколова.