Размер
A A A
Цвет
C C C
Изображения
Вкл. Выкл.
Обычная версия сайта

Новости

140 лет со дня рождения священнослужителя, ученого и мыслителя Павла Флоренского

21.01.2022

В первые дни 2022 года мы вспоминаем имя человека, труды которого вошли в сокровищницу мирового культурного наследия. 22 января исполняется 140 лет со дня рождения Павла Александровича Флоренского – священнослужителя, ученого и мыслителя, оставившего яркий, глубоко индивидуальный след в истории отечественной науки и культуры. Его жизненный путь, наполненный напряженной созидательной деятельностью, трагически оборвался в 1937 году после длительного заключения, а судьба стала отражением драматической эпохи рождения советской России.

Составляя в 1920-е годы автобиографическую статью для официального издания, Павел Александрович, выпускник Московского университета и Московской духовной академии, кратко очертил круг своих научных интересов: математик, физик и богослов. Реальный горизонт его свершений представляется гораздо более широким. Философия и богословие, точные и естественные науки, культурологические и искусствоведческие проблемы были подвластны его мыслительному кругозору, определяя масштаб личности. Среди множества сфер деятельности, где громко заявил о себе творческий гений Флоренского, для нас одним из важнейших остается музейное дело.

Отец Павел Флоренский стоял у истоков создания Сергиево-Посадского государственного историко-художественного музея-заповедника. В 1918 – 1920 годы он входил в состав Комиссии по охране памятников искусства и старины Троице-Сергиевой лавры в качестве ученого секретаря, хранителя ризницы и играл в деятельности Комиссии одну из ключевых ролей. В этот период Флоренский пишет знаменитые статьи «Троице-Сергиева Лавра и Россия» и «Храмовое действо как синтез искусств», которые сегодня составляют золотой фонд науки музейного дела. В них сформулированы важные идеи о сохранении памятников культуры.

Для 1918 года идеи были новаторскими и отчаянно смелыми, поскольку речь шла о сохранении в неприкосновенности одной из главных святынь православной церкви – Троице-Сергиевой лавры, которой предполагалось придать статус музея. Или же, следуя мыслям Флоренского, превратить ее во всероссийскую Академию культуры, сделав «живым музеем России». Ратуя за сохранение Лавры как целостного художественно-исторического памятника культуры, отец Павел не мыслил созидание музея в отрыве от духовной традиции, требующей сохранения в стенах Лавры многовекового монастырского уклада. Единственно верное решение было продиктовано глубинным пониманием природы культуры, выраженным им в тезисе: «Вера определяет культ, а культ – миропонимание, из которого далее следует культура».

Теоретические замыслы легли в основу составленного в 1918 году в соавторстве с П.Н. Каптеревым Проекта музея Троице-Сергиевой лавры и вошли в историю как концепция «живого музея», предвосхитившая собою появление в будущем музеев-заповедников, признанных одной из наиболее перспективных форм сохранения культурного наследия.

Как практик музейного дела в 1918 – 1920 годы отец Павел Флоренский активно работает по приему церковного имущества – памятников искусства из собрания Троице-Сергиевой лавры, описывает, исследует, каталогизирует предметы старины, пишет научные статьи, выступает с докладами на заседаниях Комиссии. В печатном виде увидели свет его работы «Опись панагий Троице-Сергиевой Лавры XII–XIX веков» (1923), «Амвросий, троицкий резчик XV века» (1927, в соавторстве с Ю.А. Олсуфьевым).

Одно из важных и памятных событий, связанных с именем Павла Флоренского, – сокрытие главы Преподобного Сергия Радонежского, которое было осуществлено по благословению патриарха Тихона отцом Павлом и Ю.А. Олсуфьевым в марте 1920 года с целью спасения святыни от поругания и возможной физической утраты.

Задавая направление и ритм работы Комиссии по охране памятников Троице-Сергиевой лавры, вместе со своими соратниками – И.Е. Бондаренко, Ю.А. Олсуфьевым, Т.Н. Александровой-Дольник, М.В. Боскиным, П.Н. Каптеревым, – Павел Флоренский закладывает основы будущего музея, традиции научно-исследовательской, экспозиционной, собирательской деятельности, которым Сергиево-Посадский музей-заповедник следует и по сей день. 

Старший научный сотрудник отдела «История и культура Сергиево-Посадского края XIV – начала XX века», к.и.н. Маргарита Александровна Гаганова.