Новости
15 января – Всемирный день снега и международный день зимних видов спорта
Интересный персонаж стал героем картины азербайджанского художника Эльдара Курбанова (1948 г.р.), написанной в 1983 году. На ней запечатлен первый русский олимпийский чемпион по фигурному катанию – Николай Панин-Коломенкин. Красивый, статный фигурист изображен с букетом роз на коньках на льду. Картина оригинальна в живописном исполнении. Ее колорит построен на контрасте черного, голубого и красного. Эмоциональная насыщенность, символичность и контрастность свойственны для художественного языка Курбанова.
Фигурист Панин-Коломенкин родился ещё до революции, в XIX веке, и первые коньки у мальчика были самодельные, деревянные. Когда мама привезла ему из Москвы домой, в Воронеж, настоящие коньки, счастью не было предела!
Переезд в Санкт-Петербург способствовал спортивному воспитанию школьника Коли. Азартного конькобежца можно было увидеть на катке в Греческом сквере и даже в Юсуповском саду, где тренировались профессиональные спортсмены.
Занятие естественными науками в университете окончательно убедили Николая: спорт – это жизнь. Молодой человек занимался велосипедным спортом, лёгкой атлетикой, греблей, плаваньем, катался на лыжах, играл в футбол и хоккей, ходил на яхте и был многократным чемпионом по стрельбе из револьвера и пистолета. Но всё-таки именно любовь к фигурному катанию сделала Панина-Коломенкина сначала лучшим фигуристом, а потом и первым олимпийским чемпионом в истории России.

Эльдар Курбанов «Первый русский олимпийский чемпион фигурист Н.Панин-Коломенкин». Холст, масло.
Из собрания СПМЗ. 1983 г.
Продолжая спортивную тему, на выставке обращает на себя внимание работа одесского художника Давида Беккера. Художник обращает внимание на детали, которые использовал в изображении спортсменов на графическом листе «Лучники».

Давид Беккер, Лучники. 1980-е гг.
Оказывается, три полоски на кедах – главный бренд-мотив Adidas, стал еще и приметой 80-х годов в Советском Союзе. И вот почему: «Графический лист «Лучники» из серии «Спорт, спорт…» создан одесским художником Давидом Беккером по следам московской Олимпиады-80.
Глазами «романтического реалиста» Беккера мы видим, что на смену античным и ассирийским лучникам – воинам и охотникам – пришли лучники-спортсмены, все в белом. Лучники Беккера лишены национальности, они олицетворяют девиз тех лет: «За мир, за дружбу, за сотрудничество!».
Из-за проблем со здоровьем Давид Юльевич при работе с гравюрой избегал метода протравливания кислотой и предпочитал работать с цветом. Несмотря на мягкость гравюрной техники, Беккеру удалось создать в «Лучниках» контрастность и ритмичность. Помимо цвета, на это работают декоративные элементы – полосы лент и геометрические фигуры, в основном круги.
Можно разглядеть и приметы эпохи – брендированную спортивную сумку и полоски на кроссовках – предмет мечтаний всех советских модников того времени».
Выставка «Без границ и переводов. К 100-летию образования СССР» рассказывает о многообразии культурных традиций народов Советского Союза, о творчестве советских мастеров, о художественном прочтении важных тем истории страны и ее повседневной жизни.
Музейная коллекция живописи и графики объемно и ярко представляет народный талант и искусное мастерство представителей 15 республик СССР.
К примеру, яркий, темпераментный азербайджанский художник Тогрул Нариманбеков (1930 – 2013) представлен форматным полотном «В Тылышских горах» (1978 г.). Динамичная композиция вобрала в себя целый мир и легко организовала внутри себя величественный горный ландшафт с его флорой и фауной, трогательную фигурку мальчика на ослике, семейную идиллию, и облака, потоки ветра, изгибы рек. Мажорная пастозная живопись, характерная для Нариманбекова, звучит как протяжный мугам, славящий жизнь, и напоминает о жарком лете.

Трагической теме войны посвящен диптих азербайджанского художника Фаика Мамедова «Хатынь» (1960 – 1970-е гг.). Весь композиционный строй картин с диагональными построениями, повторяющимися элементами колокола, с фигурой «Непокоренного человека» и свинцово-синий колорит кричат о неутихающей боли и скорби и требуют не забывать ужасы фашизма.


Джемаль открывал для себя мир древнего фольклора, эпоса и истории кочевого народа. Его привлекала великолепная природа, контрасты пустыни Гоби и живописных гор с водопадами и ледниками. Вероятно, поэтому в картине символически доминируют желтый и лазурно-синий цвета.

Работы художников из Азербайджанской ССР отражают разные темы и свидетельствуют об искреннем их переживании, а также о широком спектре решенных художественных задач.
Выставка дает возможность расширить представление об искусстве народов СССР, стимулирует к самостоятельному поиску информации о творчестве каждого мастера, о событиях и героях, которым посвящены их произведения.
Приглашаем художников и любителей искусства на выставку в Художественный филиал музея (по адресу: пр-т Красной Армии, 144). Выставка работает до 29 января 2023 года.
Лариса Макусова, ведущий научный сотрудник отдела «Изобразительное искусство» и Мария Колесникова, старший научный сотрудник отдела «Изобразительное искусство».