Размер
A A A
Цвет
C C C
Изображения
Вкл. Выкл.
Обычная версия сайта

Новости

15 января – Всемирный день снега и международный день зимних видов спорта

16.01.2023
На выставке «Без границ и переводов» представлены произведения изобразительного и декоративно-прикладного искусства советских художников народов СССР периода 1920 – 1980-х годов с различным национальным колоритом. Лейтмотивом выставки стала тема дружбы народов, их творческого и культурного обмена.
Многие работы выставки экспонируются впервые.

Интересный персонаж стал героем картины азербайджанского художника Эльдара Курбанова (1948 г.р.), написанной в 1983 году. На ней запечатлен первый русский олимпийский чемпион по фигурному катанию – Николай Панин-Коломенкин. Красивый, статный фигурист изображен с букетом роз на коньках на льду. Картина оригинальна в живописном исполнении. Ее колорит построен на контрасте черного, голубого и красного. Эмоциональная насыщенность, символичность и контрастность свойственны для художественного языка Курбанова. 
Фигурист Панин-Коломенкин родился ещё до революции, в XIX веке, и первые коньки у мальчика были самодельные, деревянные. Когда мама привезла ему из Москвы домой, в Воронеж, настоящие коньки, счастью не было предела!

Переезд в Санкт-Петербург способствовал спортивному воспитанию школьника Коли. Азартного конькобежца можно было увидеть на катке в Греческом сквере и даже в Юсуповском саду, где тренировались профессиональные спортсмены.

Занятие естественными науками в университете окончательно убедили Николая: спорт – это жизнь. Молодой человек занимался велосипедным спортом, лёгкой атлетикой, греблей, плаваньем, катался на лыжах, играл в футбол и хоккей, ходил на яхте и был многократным чемпионом по стрельбе из револьвера и пистолета. Но всё-таки именно любовь к фигурному катанию сделала Панина-Коломенкина сначала лучшим фигуристом, а потом и первым олимпийским чемпионом в истории России.


Э. Курбанов «Первый русский олимпийский чемпион фигурист Н.Панин-Коломенскин». Холст, масло. Из собрания СПМЗ. 1983
 

Эльдар Курбанов «Первый русский олимпийский чемпион фигурист Н.Панин-Коломенкин». Холст, масло. 

Из собрания СПМЗ. 1983 г.


Продолжая спортивную тему, на выставке обращает на себя внимание работа одесского художника Давида Беккера. Художник обращает внимание на детали, которые использовал в изображении спортсменов на графическом листе «Лучники».

tODSxQhczxY.jpg
Давид Беккер, Лучники. 1980-е гг.

Оказывается, три полоски на кедах – главный бренд-мотив Adidas, стал еще и приметой 80-х годов в Советском Союзе. И вот почему: «Графический лист «Лучники» из серии «Спорт, спорт…» создан одесским художником Давидом Беккером по следам московской Олимпиады-80.

Глазами «романтического реалиста» Беккера мы видим, что на смену античным и ассирийским лучникам – воинам и охотникам – пришли лучники-спортсмены, все в белом. Лучники Беккера лишены национальности, они олицетворяют девиз тех лет: «За мир, за дружбу, за сотрудничество!».
Из-за проблем со здоровьем Давид Юльевич при работе с гравюрой избегал метода протравливания кислотой и предпочитал работать с цветом. Несмотря на мягкость гравюрной техники, Беккеру удалось создать в «Лучниках» контрастность и ритмичность. Помимо цвета, на это работают декоративные элементы – полосы лент и геометрические фигуры, в основном круги.

Можно разглядеть и приметы эпохи – брендированную спортивную сумку и полоски на кроссовках – предмет мечтаний всех советских модников того времени».

Выставка «Без границ и переводов. К 100-летию образования СССР» рассказывает о многообразии культурных традиций народов Советского Союза, о творчестве советских мастеров, о художественном прочтении важных тем истории страны и ее повседневной жизни.

Музейная коллекция живописи и графики объемно и ярко представляет народный талант и искусное мастерство представителей 15 республик СССР.

К примеру, яркий, темпераментный азербайджанский художник Тогрул Нариманбеков (1930 – 2013) представлен форматным полотном «В Тылышских горах» (1978 г.). Динамичная композиция вобрала в себя целый мир и легко организовала внутри себя величественный горный ландшафт с его флорой и фауной, трогательную фигурку мальчика на ослике, семейную идиллию, и облака, потоки ветра, изгибы рек. Мажорная пастозная живопись, характерная для Нариманбекова, звучит как протяжный мугам, славящий жизнь, и напоминает о жарком лете.
Т.Нариманбеков «В Тылышских горах». Холст, масло. Из собрания СПМЗ. 1978

Торгул Нариманбеков «В Тылышских горах». Холст, масло. Из собрания СПМЗ. 1978 г.

Трагической теме войны посвящен диптих азербайджанского художника Фаика Мамедова «Хатынь» (1960 – 1970-е гг.). Весь композиционный строй картин с диагональными построениями, повторяющимися элементами колокола, с фигурой «Непокоренного человека» и свинцово-синий колорит кричат о неутихающей боли и скорби и требуют не забывать ужасы фашизма.

Ф. Мамедов «Хатынь». Картон, масло. Из собрания СПМЗ. 1960-1970-е
Азербайджанские художники на выставке «Без границ и переводов», изображение №4

Фаик Мамедов «Хатынь». Картон, масло. Из собрания СПМЗ. 1960-1970-е
Азербайджанский художник Джаид Джемаль (1928 – 2011) представлен на выставке работой под названием «Морен-хурр». Так называется монгольский и бурятский струнный смычковый инструмент. На картине изображен монгольский музыкант с этим инструментом.

Джемаль открывал для себя мир древнего фольклора, эпоса и истории кочевого народа. Его привлекала великолепная природа, контрасты пустыни Гоби и живописных гор с водопадами и ледниками. Вероятно, поэтому в картине символически доминируют желтый и лазурно-синий цвета.

Д.Джемаль «Морен-хурр». Бумага, темпера. Из собрания СПМЗ. 1990-е

Джаид Джемаль «Морен-хурр». Бумага, темпера. Из собрания СПМЗ. 1990-е

Работы художников из Азербайджанской ССР отражают разные темы и свидетельствуют об искреннем их переживании, а также о широком спектре решенных художественных задач.

Выставка дает возможность расширить представление об искусстве народов СССР, стимулирует к самостоятельному поиску информации о творчестве каждого мастера, о событиях и героях, которым посвящены их произведения. 

Приглашаем художников и любителей искусства на выставку в Художественный филиал музея (по адресу: пр-т Красной Армии, 144). Выставка работает до 29 января 2023 года.


Лариса Макусова, ведущий научный сотрудник отдела «Изобразительное искусство» и Мария Колесникова, старший научный сотрудник отдела «Изобразительное искусство».