Размер
A A A
Цвет
C C C
Изображения
Вкл. Выкл.
Обычная версия сайта

Новости

595 лет со дня преставления преподобного Никона Радонежского

09.12.2022

В исторической экспозиции на выставке 

«Дом Живоначальной Троицы». К 600-летию главного храма Троице-Сергиевой лавры 

представлена икона «Преподобный Никон Радонежский», написанная царским изографом Симоном Ушаковым.


17/30 ноября 1427 (?) года преставился знаменитый подвижник нашей земли – преподобный Никон Радонежский чудотворец. Преподобный Никон Радонежский был уроженцем г. Юрьева (ныне – Юрьев-Польский, неподалеку от города Владимира). В его житии, написанном Пахомием Сербом (Логофетом) в середине XV в. со слов лично знавших прп. Никона монахов, рассказывается, что он дважды приходил в Троицкий монастырь. Первый раз, когда Никон пришел к Сергию просить иноческого пострига, преподобный отправил его в Серпухов, к одному из своих любимых учеников Афанасию, который в то время возглавлял Высоцкий монастырь. Со смирением приняв слово своего духовного наставника, Никон пришел в Серпухов, где после испытаний был удостоен не только монашеского пострига, но и священного сана.

Через некоторое время Никон отпросился у прп. Афанасия вернуться в Троицкую обитель, где был принят прп. Сергием и стал его келейником. Во время своей предсмертной болезни Сергий Радонежский завещал игуменство над Троицкой обителью Никону, но первое его игуменство было непродолжительным – вскоре Никон уходит в затвор, «в безмолвие». На несколько лет игуменом обители становится другой ученик Сергия, Савва, впоследствии основавший обитель под Звенигородом. После его ухода,склонившись на уговоры братии, Никон вновь принимает управление монастырем.

Именно при Никоне в 1408 году обитель была сожжена дотла во время татарского нашествия белого эмира Едигея, но, предупрежденный незадолго до нападения чудесным явлением, Никон спас главные реликвии монастыря и братию. По возвращении иноков на пепелище, была поставлена деревянная церковь во имя Св. Троицы, затем братские кельи и прочие строения.

При Никоне Радонежском Троицкая обитель получает первые земельные вклады, а также начинает активную скупку земель. Считается, что именно деятельность Никона способствовала возвышению обители в начале XV в. Посмертное почитание прп. Никона, судя по его житию, начинается уже в 40-х гг. XV в., а общецерковное прославление совершилось в феврале 1547 года. К этому же событию было приурочено и строительство в монастыре посвященной ему церкви, в которой и сейчас под спудом пребывают мощи прп. Никона.

Первая Никоновская церковь была поставлена в 1548 году, а в 1623 году она была перестроена «больши первыя». Неточность данной формулировки породила немало споров о степени сохранности в новом объеме здания церкви древнего памятника XVI в. Никоновская церковь поставлена вплотную к храму святой Троицы, примыкает к нему с юга. Именно за южной стеной собора находится могила преподобного Никона.

Храм прп. Никона сложен из кирпича, апсида облицована белым камнем. Этот прием позволил тактично соединить два разновеликих и разновременных памятника воедино. Церковь преподобного Никона - это одноглавый, бесстолпный храм, с полукруглой апсидой. «Четверик (храма) размером 6х6 м перекрыт продольно ориентированным коробовым сводом с поперечной прорезью под световым барабаном».

Впервые церковь была расписана в 1635 году, сейчас фрагменты этой росписи сохранились лишь в барабане купола. Существующий двухъярусный резной иконостас и рака над гробом Никона сделаны вновь в 1950-е годы взамен утраченных. В сложные для страны 1920-е годы по всей стране прошли массовые изъятия церковной утвари из золота и серебра. Так была утрачена и серебряная рака Никона Радонежского.

На выставке «Дом Живоначальной Троицы. К 600-летию со дня возведения главного храма ТСЛ», расположенной в составе экспозиции «Троице-Сергиева Лавра: архитектурный ансамбль, страницы истории XIV-XVIII вв.», представлена надгробная икона с изображением «строителя и устроителя» Троицкой обители - Преп. Никона Радонежского чудотворца, написанная по заказу боярина и оружейничего Богдана Матвеевича Хитрово в 1675 году знаменитым царским изографом Симоном Ушаковым. На иконе внизу сохранилась подпись мастера, имеется и вкладная надпись, а также представлен и текст духовного завещания знаменитого Радонежского чудотворца на свитке, который преподобный держит в руке.
Зав. отделом «История и культура Сергиево-Посадского края XIV-XX вв.» Т.Ю.Токарева.

Ст. научный сотрудник отдела «История и культура Сергиево-Посадского края XIV-XX вв.» П.А. Лукьянов

Репортаж т/к «Тонус»