Размер
A A A
Цвет
C C C
Изображения
Вкл. Выкл.
Обычная версия сайта

Новости

День рождения Сергиево-Посадского музея-заповедника

18.04.2023
20 апреля Сергиево-Посадский историко-художественный музей-заповедник отмечает 103 день рождения. На основании декрета правительства советской республики, подписанного 20 апреля 1920 года, основой музея стали историко-художественные коллекции и архитектурный комплекс Троице-Сергиевой лавры.
Подготовительную работу по организации музея в 1918–1920 годах провела Комиссия по охране памятников искусства и старины Троице-Сергиевой лавры. За первые десять лет музеем было создано около пятнадцати разнообразных экспозиций и выставок историко-художественного и бытового профиля. Центральное место среди них занимало древнее хранилище Троице-Сергиевой лавры – ризница.
Первая экскурсия в залах ризницы была проведена ученым секретарем Комиссии Павлом Александровичем Флоренским 23 февраля 1919 года для группы учителей Сергиева Посада. Открытие преобразованной на основе научных исследований экспозиции, именуемой Древлехранилище, состоялось в конце 1922 года. Первые музейные сотрудники приложили немало усилий, чтобы изучить, систематизировать и придать научную организацию собранию ризницы, к тому времени фактически представлявшему собой церковный музей. 
В XIX и начале XX века ризницу могли осматривать не только высокопоставленные гости и знатные путешественники, но и простые паломники, которых в изобилии принимала Троице-Сергиева лавра. Для желающих устанавливалось время: летом с 7 часов, зимой с 8 часов утра до поздней литургии, после литургии до часу пополудни и с трех часов до вечерни. Осмотр проводился с обязательным «объяснением» монаха-сопровождающего. О том, как проходили экскурсии в ризнице Троице-Сергиевой лавры в 1910-е годы, впоследствии вспоминал один из студентов Московской духовной академии: 
«В студенческие годы любил я заходить сюда и толкаться среди богомольцев. Зимой в ризнице было холодно. “Первая святыня здешней Лавры, – громко возглашал заученные слова монах, тепло одетый, слегка прикасаясь пальцами правой руки в толстой кожаной перчатке к стеклу шкафа, – сосуды богоносного отца нашего Сергия, в которых он совершал литургию. Риза из простой крашенины…” 
“Подходите, подходите, господа!” – говорил он через головы богомольцев новым посетителям, которые, войдя в ризницу, сразу терялись и не знали, где и что смотреть. “Туфли из кожи!” – продолжал он, спускаясь по стеклу рукой до нижней полки, но не глядя туда, а продолжая смотреть через головы. “Смотрите: тридцать лет пробыли в земле и остались целы, только нитки истлели. Сосуды и риза преподобного Никона, – движется монах к следующему шкафу, продолжая всю комнату держать в поле своего зрения. “Cлужебник, переписанный рукою преподобного Никона. Не отставайте, не отставайте, господа!” – обращается он к тем, которые делают попытку попристальнее разглядеть показываемые предметы. Некоторые овчинные полушубки и платки совсем не глядят на то, что показывают, а с напряжением в лице смотрят на монаха, изо рта которого идет пар от холода в ризнице, должно быть дивятся: как это он, не глядя на шкафы, говорит быстро и не переставая. 
“Кресты, евангелия, сосуды, митры, облачения, кадила, ковши, чаши, блюда – все пожертвовано великими князьями Димитрием Донским, Василием Дмитриевичем и другими, царями Иоанном Грозным, Михаилом Феодоровичем, Алексеем Михайловичем, императорами и императрицами”. Богомольцы толпятся, вытягивают головы во все стороны, толкаются, беспомощно мечутся глазами от одного предмета к другому. “Подвесная пелена, вышитая руками дочери Бориса Годунова Ксении”, – не унимается монах, передвигаясь впереди толпы дальше и дальше.
“Не зевай, не зевай, матушка”, – трогает он за плечо увязанную по самые глаза платком богомолку, которая прильнула лицом к стеклу шкафа и пристально что-то рассматривает. Вдруг монах неожиданно двинулся на средину комнаты, расталкивая толпу. “Мозаичный стол! Вывезен из Италии графом Шуваловым и подарен митрополиту Платону”, – cказавши эти слова, монах сильным движением повернул крышку стола, и стол, утвержденный на одной ножке, завертелся. Обступивши тесным кольцом стол, зрители не знают, чему дивиться: тому ли, что стол мозаичный, тому ли, что он из Италии, или тому, что он вертится. Некоторые робко трогают пальцами крышку, а некоторые, нагнувшись, заглядывают вниз, под стол, чтобы узнать, как он вертится. 
А громкий голос монаха уже раздается в следующей комнате: “Камень-агат с изображением монаха, молящегося пред Распятием! Найден в уральских горах. Смотрите, здесь нет искусства рук человеческих, сама природа так устроила”. Впереди стоящие охают и вздыхают, сзади, конечно, ничего не понимают.
Последняя комната. Монах остановился у одного шкафа и терпеливо дожидается, чтобы подошли все богомольцы. За стеклом виднеется что-то желтое, очень ветхое, с висящими клочьями. “Кафтан царя Иоанна Васильевича Грозного! Уздечка и пороховница князя Пожарского! Троицкий чеснок, при помощи которого обитель защищалась от поляков!”
“Это что же такое?” – кто-то робко спрашивает из толпы. “А это такие железные колючки, которые монахи во время осады бросали со стен, чтобы польская конница не могла близко подъехать к стенам”, – монах вынул одну из шкафа и показал. В толпе вздохи и тихие возгласы изумления. Наконец, монах растворяет стеклянные дверцы одного из шкафов, отдергивает еще завесу и громко возглашает. “Вид здешней Лавры! Вышивала генеральша Купреянова! Колокольня, Троицкий собор, Успенский”, – бегло говорит он, скользя рукой по рисунку. “Вот и вся ризница обители”, – заключает он, кланяясь. Многие крестятся и вздыхают: от того ли, что уж слишком много святого и хорошего в ризнице, или от того, что они ничего не разглядели и не разобрали, и, поэтому, хорошо бы еще посмотреть…»
Одним из тех, кто знакомил с древностями и святынями монастыря, был помощник ризничего Троице-Сергиевой лавры о. Диомид (Дмитрий Иванович Егоров). В 1920-е годы в числе первых музейных служителей он стал хранителем, заведующим Древлехранилищем и заслужил признание как «незаменимый экскурсовод, исключительный знаток древностей, хранящихся в музеях Лавры».
Приняв под свою ответственность ценнейшие коллекции, привлекая опыт и знания их первых хранителей – насельников монастыря, сотрудники Комиссии по охране Троице-Сергиевой лавры продолжили на научной основе развивать традиции изучения и ознакомления с богатым наследием Троицкой обители. С годами их начинания трудами пришедших на смену поколений музейных сотрудников привели к формированию Сергиево-Посадского историко-художественного музея-заповедника, крупнейшего музея русской национальной культуры, 103 годовщину создания которого сотрудники музея будут отмечать 20 апреля.
Приглашаем в Музей на интересные и познавательные экскурсии, лекции и программы.
Старший научный сотрудник отдела «История и культура Сергиево-Посадского края XIV – начала XX века», к.и.н. М.А. Гаганова.