Новости
Интересный экспонат накануне масленичной недели
«Что и сырная неделя много делает хлопот…»
В одном из залов экспозиции «Русское декоративно-прикладное искусство XVIII-XXI вв.» музейного комплекса «Конный двор» среди произведений городецкого промысла росписи по дереву представлено панно с любопытной надписью: «Что и сырная неделя много делает хлопот, и богатые и бедны набивают блинам рот».
Это панно было выполнено в середине 1930-х годов знаменитым городецким мастером Игнатием Андреевичем Мазиным и посвящено празднованию Масленицы.
В русском православном календаре «сырной» неделей (или седмицей) называется последняя, «масленичная», неделя перед Великим постом. На Масленицу полагалось гулять, веселиться, ходить друг к другу в гости. В эти дни уже воздерживались от мясной еды, но было принято съедать много блинов и жирной «белой» пищи: сыра, сметаны, творога, яиц. Не случайно Масленицу называли обжорной, разорительницей и т.д.
Такое праздничное застолье с гостями, горами блинов и суетящейся хозяйкой изображено в правой части панно. Слева – сюжет, рассказывающий о начале празднества: лихая тройка везет Масленицу. На ее голове горшок, в руке – ухват, кочерга и сковородник, другой рукой она держит квашню с выливающимся из нее тестом.
Ритуальная встреча Масленицы проходила в воскресенье перед масленой неделей. Чучело Масленицы, сделанное из старой одежды, соломы и того, что «под руку попало», торжественно возили по деревне, встречая блинами, разложенными на возвышенных местах, и песнями-призывами:
Масленица годовая,
Гостья наша дорогая!
Она пешей к нам не ходит.
Все на конях приезжает.
У ней кони вороные, слуги молодые.
Следует отметить, что обряд встречи Масленицы широкого распространения не имел. В середине 1930-х годов в Поволжье, очевидно, жила уже только память о нем. Об этом говорит надпись, сделанная Игнатием Мазиным на верстовом столбе: «В былое время в деревне».
Заведующий сектором «Русское декоративно-прикладное искусство XVIII-XXI вв.» Толстухина Н.В.