Размер
A A A
Цвет
C C C
Изображения
Вкл. Выкл.
Обычная версия сайта

Новости

Троица. Интересный экспонат к празднику. История и традиции

11.06.2022
В экспозиции «Русское декоративно-прикладное искусство XVIII-XXI вв.» посетители музея могут познакомиться с произведениями подмосковной лаковой живописи XIX – начала XX в. Это имеющие различное бытовое значение лакированные изделия из папье-маше с живописными миниатюрами: портсигары, табакерки, чайницы, всевозможные шкатулки и коробочки. Наиболее крупное «лакирное предприятие» XIX столетия – фабрика династии купцов Лукутиных, основанная в 1798 г. в сельце Данилково Троицкой волости Московского уезда недалеко от Федоскино. Продукция фабрики славилась высоким художественным мастерством и техничностью исполнения, о чем свидетельствуют полученные на Всероссийских выставках многочисленные награды и право клеймения изделий государственным гербом. 
В поздний период существования фабрики Лукутиных, в 1880-1890-е годы была выполнена шкатулка с романтическим сюжетом «Гадание». На ней изображен исполненный загадочности обычай девичьих гаданий на будущее с пусканием на воду троицких венков: утонет – к смерти, не утонет – долгая жизнь, пристанет к другим – к замужеству, поплывет дальше – с той стороны жених будет. Берёза, венки из цветов, трав и ветвей были главными символами многих обрядовых действий Троицкого праздничного цикла. В Троицын день на растущих березах девушки «завивали» венки, переплетая ветви с цветами и лентами, а накануне заговенья на Петров пост, в Всесвятское воскресенье – «развивали». В отдельных местах цикл мог начинаться на Семик (четверг перед Троицей), а завершаться на Троицу. При «развивании» венки надевали на голову и шли к реке или озеру, где бросали их в воду и гадали по ним. 
Очевидно, что миниатюру на шкатулке писал, как тогда говорили, мастер «высшего разбора». Он словно любуется нежными миловидными лицами трех девушек в лодке, пускающих в реку цветочные венки. Бережно прописаны мягкие складки русских сарафанов и белоснежных рубах, подчеркивающих статность фигур. Гармонично дополняет изображение пейзаж. Поросшая кувшинками тихая речная заводь, низко склонившиеся над водой ветви кустарников, причудливо раскинувшее свои сучья полузасохшее дерево, мерцающая в полумраке световая дорожка на воде – все это помогает создать впечатление таинственного очарования запечатленной сцены.
Ведущий научный сотрудник отдела «Русское народное и декоративно-прикладное искусство XVII-XXI вв.» В.А. Демкина.