Размер
A A A
Цвет
C C C
Изображения
Вкл. Выкл.
Обычная версия сайта

Новости

К юбилею мастера богородской резьбы, художника Максима Ивановича Смирнова (1927-2003)

22.08.2022

Максим Иванович Смирнов (1927-2003)

мастер богородской резьбы, художник, участник Великой Отечественной войны

22 августа исполняется 95 лет со дня рождения Максима Ивановича Смирнова – одного из ведущих мастеров Богородской фабрики художественной резьбы по дереву, заслуженного художника РСФСР (1967), члена Союза художников СССР (1975), народного художника РСФСР (1991).

В Сергиево-Посадском музее хранится до полусотни произведений известного богородского мастера Максима Ивановича Смирнова, определившего «лицо» промысла в 1960 – 1980-е годы. Некоторые из них представлены в экспозиции Русское декоративно-прикладное искусство XVIII-XXI вв. Мастер создал более 250 произведений резной деревянной игрушки и скульптуры, около пятидесяти из них были приняты в серийное производство. А это в советское время было непросто: образец должен был пройти серьёзный конкурс, получить одобрение высокого художественного совета и, наконец, утверждён в Москве. Максим Иванович Смирнов — участник более 150 отечественных и зарубежных выставок, в том числе пяти персональных. Его работы экспонировались в Канаде, Великобритании, Японии, Румынии, Польше, Великобритании, Турции и ГДР. В профессиональном сообществе он был уважаем, многие известные резчики – его ученики. В 1988 году в Загорском (ныне – Сергиево-Посадском) музее состоялась большая персональная выставка мастера, где были представлены не только экспонаты музея, но и произведения, находящиеся в собственности автора, в том числе, выполненные специально к выставке.

У Максима Ивановича был свой творческий почерк, даже самая простая игрушка получалась у него с характером. Неуклюжий, никогда не унывающий, очень добрый и улыбчивый медвежонок стал любимым героем М.И. Смирнова. В игрушках М.И. Смирнова очеловеченный лесной житель работает на стройке («Кирпичики», 1959-60; «Штабелеукладчик», 1965), ловит рыбу («Медведь-рыболов», 1964), занимается спортом («Штангист», 1964: «Медведь с мячом», 1965), даже осваивает космические просторы («Путь открыт», 1962;. «Геолог на луне», 1962, «Автоматическая стыковка», 1967. Одного из медведей Максим Иванович «привёл» к ресторану «Золотое кольцо», накануне Олимпиады-80. Мишка получился настоящим красавцем: стоял с расшитым полотенцем через лапу, с поднятым подносом, на котором – самовар с чашками, одет был в рубаху с пояском с кисточками. Одним он виделся официантом, другие называли его «хозяином заведения». Не хочешь, да зайдёшь. Фотоснимки с Медведем миллионными тиражами разлетались во все стороны света, его изображение печатали на открытках.

1970 – 1980-е годы стали временем творческой активности и поры зрелости таланта М.И. Смирнова. Его работы становились всё содержательнее, интереснее. Появились оригинальные композиции, в которых скульптуры были решены занимательно, в плане «игрушечном». Вещи, выполненные М.И. Смирновым в этой традиции, – всегда удачны. К ним относятся «Декораторы» (1970), «Ход конём» (1979), «Бильярд» (1969). По своим формам это лаконичные, выразительные, мастерски отточенные в исполнении произведения. Их мягкие контуры фигур, лирические образы создают спокойное, доброе настроение. А чувство юмора сообщает особую теплоту, занимательность и удивительную индивидуальность каждому образу. Максим Иванович в своём творчестве старался выразить своё понимание жизни, отношение к людям. Мы помним замечательного мастера и доброго, отзывчивого человека, он остался и в нашей памяти, и в своих произведениях.


Ведущий научный сотрудник отдела «Русское народное и декоративно-прикладное искусство XVIII-ХХI вв.» Г.В. Соколова.