Новости
«Как Лавра стала музеем». История создания Сергиево-Посадского музея-заповедника
20 апреля 1920 г. Совет Народных Комиссаров утвердил декрет «Об обращении в музей историко-художественных ценностей Троице-Сергиевской лавры». С тех пор эта дата отмечается как день рождения Сергиево-Посадского историко-художественного музея-заповедника.
Появлению декрета предшествовал целый ряд драматических событий.
11 апреля 1919 г. в Троице-Сергиевой лавре при большом стечении народа было проведено вскрытие мощей Сергия Радонежского. Громкая пропагандистская акция произвела обратный ожидаемому эффект. Несмотря на принятые к «развенчанию культа» меры, поток паломников в Лавру только усилился. Это заставило власти действовать более решительно, искореняя религиозные настроения. В ноябре 1919 г. монастырь ликвидируют.
Вскоре ставится под вопрос целесообразность создания в стенах Лавры музея. Подвергается критике деятельность Комиссии по охране памятников искусства и старины Троице-Сергиевой Лавры, которая работала над его организацией с ноября 1918 г. по распоряжению Народного Комиссариата Просвещения. Расформирование Комиссии в январе 1920 г. означало фактическое отстранение Наркомата просвещения от участия в делах Лавры и создавало благоприятную почву для вывоза мощей Сергия Радонежского за пределы монастыря.
Судьба закрытой Лавры и ее главной святыни вызвала заметный общественный резонанс. Поступали обращения патриарха Тихона лично к председателю Совета Народных Комиссаров В.И. Ульянову (Ленину), многочисленные ходатайства верующих в Совнарком и ВЦИК с просьбами оставить в неприкосновенности Лавру Преподобного Сергия.
Тем не менее, 26 марта 1920 г. последовало категорическое указание губернских властей Лавру закрыть, богослужение прекратить, мощи Сергия Радонежского перевезти в московский музей. Особой комиссии в двух недельный срок предписывалось составить опись монастырского имущества для раздела между различными ведомствами. Решающее участие Наркомата просвещения в работе комиссии не предусматривалось, что вызвало с его стороны решительный протест. Продолжался поток жалоб от граждан в высшие органы власти на действия местных управленцев. В самом партийном аппарате не было единого мнения о необходимости жестких мер по отношению к Лавре. Ситуацию удалось переломить.
Распоряжением председателя ВЦИК М.И. Калинина приведение в действие постановления от 26 марта 1920 г. о закрытии Лавры было приостановлено до разрешения ситуации в Совнаркоме. Последовало длительное обсуждение судьбы Троице-Сергиевой лавры в правительстве и ВЦИК. Вопрос поднимался на заседаниях Политбюро ЦК РКПб, в его решении принимал непосредственное участие Ленин. Председатель Совнаркома с особой тщательностью редактировал проект документа, который должен был решить судьбу главного монастыря России.
В ходе напряженного обсуждения появилось три варианта декрета о национализации Лавры. Проект Наркомата просвещения (составлен не позднее 31 декабря 1919 г.), проект Сергиевского исполкома (составлен 13 апреля 1920 г.), проект Малого Совнаркома (составлен 14 апреля 1920 г.).
Наркомат просвещения ставил вопрос о максимально полной передаче монастыря, в том числе его земельных владений и зданий, в свое ведение. Это позволило бы избежать раздела имуществ, осуществлять их комплексную охрану и музейное строительство. Исполком претендовал на постройки и имущество, не имеющие историко-художественной ценности. Проект Малого Совнаркома в основном поддерживал предложения Наркомата просвещения, поэтому не получил единогласного одобрения и был вынесен на обсуждение Совета Народных Комиссаров.
20 апреля 1920 г. правительство республики утвердило декрет «Об обращении в музей историко-художественных ценностей Троице-Сергиевой лавры». В нем указывалось, что «все находящиеся в пределах Лавры историко-художественные здания и ценности обращаются в музей, находящийся в ведении Народного комиссариата просвещения». Документ содержал значительную уступку местным властям и допускал хозяйственное использование части владений монастыря при определенных условиях.
С трудом достигнутое компромиссное решение обеспечило правовую защиту монастырского комплекса. Музейный выбор, сделанный в 1920 г., позволил сберечь историко-художественное наследие Троице-Сергиевой лавры. Принятый декрет явился гарантом его сохранности, а созданный на основе декрета музей стал важным центром изучения и популяризации не только памятников Лавры, но и национальной художественной культуры в целом.
Старший научный сотрудник отдела «История и культура Сергиево-Посадского края XIV – начала XX века», к.и.н. Маргарита Александровна Гаганова.