Размер
A A A
Цвет
C C C
Изображения
Вкл. Выкл.
Обычная версия сайта

Новости

Красота по-рязански

13.06.2022

Лето – хорошее время для отпуска, и с этим не поспоришь. Однако отдых необходим не только людям, но и вещам. Не случайно, время от времени, музейные экспозиции обновляются: экспонаты, которые достаточно долго «поработали», отправляются «отдыхать» в фондохранилища, а на смену им выставляются другие. На днях такая замена произошла в третьем зале экспозиции «Мир русской деревни». Вместо «классического» костюма из пригородной слободы г. Сапожка Рязанской губернии, выполненного в строгой сине-белой гамме, появился тоже рязанский, но гораздо более яркий праздничный костюм из села Победного Скопинского уезда. И хотя он сшит уже из покупного тёмно-красного сатина, привлекают к себе внимание тканые красно-белые вставки на рукавах и подоле рубахи, многоцветная вышивка на груди, бисерный пояс.

Этот костюм датируется началом XX века, он был приобретён музеем в 1976 году во время экспедиции в Рязанскую область и является уникальным. Во-первых, он многопредметный: включает в себя 7 предметов, в том числе украшения и обувь, что встречается довольно редко. Во-вторых (и это главное), костюм, несмотря на всю свою красочность, не совсем-то и праздничный. Точнее сказать, праздничный, но с оттенком грусти. Дело в том, что он предназначен не для обычной молодой замужней женщины, которой по самым большим (так называемым «первым годовым» храмовым, или престольным праздникам) полагалось надевать одежду с большим количеством красного цвета, а для солдатки, чей муж отправился служить. Внимательный посетитель заметит вставки из жёлтой материи на груди рубахи, строгое чёрно-белое шейное украшение в виде узкой бисерной полосы. Есть и другие, менее заметные признаки, которые также свидетельствуют об особом статусе владелицы данного костюма.

Особенности праздничной одежды женщины - солдатки впервые выявлены Сергиево-Посадским музеем, в результате многолетних экспедиционных обследований Рязанской области. Они отмечены в нескольких статьях в научных музейных сборниках. Народный взгляд на то, как было положено одеваться солдатке, определялось её особым положением в женском сообществе и отражалось в пословице «жена без мужа – вдовы хуже». Как известно, уход в солдаты в восприятии крестьян был равносилен смерти, потому солдатка должна печалиться. В великорусском наречии слово «печаль» означает заботу (по В.И. Далю). В данном случае, сущность печали солдатки состояло в заботе о муже, в духовной поддержке его души.

В народе было принято женить сына до армии, чтобы привязать его к земле, заручиться его возвращением в деревню, а призывали в старину людей молодых: до 1874 года - от 20 до 35 лет, с 1887 г. – с 21 года. Их совсем ещё юные жёны становились солдатками и до прихода мужей из армии или с войны уже не могли, как им было бы положено по возрасту, даже на самые большие праздники, надевать рубахи красного цвета. Допускались только так называемые «жёлтые» рубахи. В ту давнюю пору, когда вся одежда шилась из домотканого холста, рукава рубах-«солдаток» (их так и называли) маркировались особыми узорами, которые дополнялись рядами жёлтых лент. Со временем появились рубахи из покупной жёлтой ткани, они тоже имели свои различия, в зависимости от степени праздничности. На самый большой, «первый годовой праздник» молодая женщина-солдатка могла надеть рубаху с жёлтым станом. В её праздничном костюме должны были присутствовать детали жёлтого цвета: жёлтая нитка вводилась в клетку понёвы, тесьма жёлтого цвета использовалась для украшения передника и верхней одежды. Богатство красок такого костюма было выстроено не только с большим чувством меры и вкуса, но и с учётом сложившихся в отдалённые времена нравственных законов.

Выражение печали в женской одежде – это сложное и тонкое ощущение жизни, которое было свойственно русским людям, до настоящего времени мало исследованное. В научных классификациях праздничная и печальная одежда имеют чёткую разграниченность. Материалы Сергиево-Посадского музея-заповедника показывают, что всё значительно сложнее: праздничное и печальное пересекается, совмещается, взаимодействует на разных уровнях. Главная ценность костюма из собрания Сергиево-Посадского музея-заповедника заключается не только в его художественных достоинствах, но в исторической достоверности, он даёт нам представление о том, как могла одеваться на первый годовой праздник молодая женщина-солдатка.


Ведущий научный сотрудник отдела «Русское народное и декоративно-прикладное искусство XVIII-ХХI вв.» Г.В. Соколова.