Новости
Новое поступление в музей. Нижегородские тарарушки
05.07.2021
Поиграем в тарарушки? В нижегородские забавности и красотушки? В строгих, лишь на первый взгляд, дамочек с кудрями, в баночки с ягодками шиповника, в грибочки с незатейливыми деревенскими пейзажами на шляпках! А какие цветы на этих прелестях! Огромные. Хватит на всех! Радость жизни в каждой такой тарарушке и большая добрая душа автора. Нельзя не влюбиться. Небольшая коллекция нижегородских произведений декоративно-прикладного искусства поступила в музей из Государственного музейно-выставочного центра «РОСИЗО». Эти деревянные токарные изделия (матрешки, баночки, грибочки, яйца, свистульки), украшенные росписью, изготовлены в селах Полховский Майдан и Крутец Нижегородской области в 1960–1980-е годы. За свою яркость и занимательность они получили название – тарарушки.
Возникновение полх-майданского промысла относят к 1920–1930-м годам, в 1960-е годы изготовлением аналогичных токарных изделий начинают заниматься в расположенном по соседству Крутце.
Темы для росписи нижегородские мастера черпают из окружающей природы – это устойчивые цветочно-растительные орнаменты из роз и ветвей с плодами, а также сельские пейзажи с домиками, диковинными деревьями и синими реками, огибающими зеленый лужок. В этих изображениях раскрывается мир народного художника-орнаменталиста.
Рисунок на предмет наносится тушью, уже потом заполняется цветом. Обязательный прием росписи – «наводка» (обводка рисунка черным цветом), а также применение ярких анилиновых красок. Палитра, состоящая всего из четырех основных цветов – красного, синего, зеленого и желтого, в руках народного мастера превращает токарное «белье» в яркую тарарушку.
За долгие годы существования в селах сложилась традиция семейной организации труда: мужчины точат изделия, а женщины их расписывают, передавая свои навыки по наследству.
Старший научный сотрудник отдела «Русское народное и декоративно-прикладное искусство XVIII-XXI веков» Юрова О.Н.