Размер
A A A
Цвет
C C C
Изображения
Вкл. Выкл.
Обычная версия сайта

Новости

Новые экспонаты на выставке «Преподобный Сергий и русские государи»

30.04.2019

1. Фелонь. 1699 г. Россия. Вклад боярина Алексея Семеновича Шеина в 1699 г. СПМЗ. Парча, атлас, тафта, саржа, пряденые золотные и серебряные нити, бить, кружево, серебро, жемчуг, перламутр, стекла; низание жемчугом, плетение.

    Одним из крупных вкладчиков в Троице-Сергиев монастырь последней четверти XVII века являлся боярин и воевода Алексей Семенович Шеин (1552-1700). Будучи главнокомандующим сухопутной частью русской армии во время второго азовского похода 1696 года, закончившегося полным разгромом врага и практически бескровной капитуляцией турецкой крепости, был впервые в истории России удостоен высшего воинского звания — генералиссимус.

Первый русский генералиссимус умер 12 февраля 1700 г. на 48 году жизни и был похоронен в Троице-Сергиевом монастыре у алтаря церкви Сошествия Святого Духа на месте родового кладбища бояр Шеиных. В настоящее время предполагаемое место захоронения А.С.Шеина отмечает памятник, установленный в 2016 г. после проведения в 2014 г. экспедицией института археологии РАН эксгумации останков шести человек, захороненных на данном участке.

Известные вклады А.С. Шеина дают представление о боярской мастерской, где великолепно владели разнообразнейшими техническими приемами шитья золотом, серебром и жемчугом.

Время создания вклада и имя вкладчика обычно устанавливаются на основе вкладных монастырских документов. Из них исследователи узнали, что «в 207 (1699) году боярин Алексей Семенович Шеин пожаловал в Дом Живоначальной Троицы вкладом ризы отлас золотной по червчатой земле…, опушена отласом зеленым, на той опушке круживо серебряное…»

2. «Кормовая книга» 1673/1674 гг. Троице-Сергиева монастыря

Выдающийся памятник книжного искусства XVII в. и ценнейший исторический источник монастырского архива, созданный лучшими троицкими писцами по заказу боярина и оружейничего Богдана Матвеевича Хитрово.

Монастыр­ские власти вели скрупулезный учет всех, даже самых незначительных, вкладов, имена жертво­вателей вносились в синодики и кормовые кни­ги для поминания в храмах и на специальных трапезах. В Кормовую книгу 1673/74 г. внесены поминания представителей более 500 родов русского средневекового общества и перечислены их вклады в монастырь: вотчины, городские и промысловые владения, мельницы, продукты земледелия, скот, различные денежные суммы, драгоценности, произведения искусства, предметы одежды.

3-4. М. Гадалов (работал в мастерской в 1849 – 1863 гг.)

Литография «Осада Троице-Сергиева монастыря в 1608 – 1610 гг. Освящение стен». 1851 г. Литографическая мастерская ТСЛ

Неизвестный художник. «Защита крепости монастыря от польско-литовских интервентов в 1608 – 1610 годах». XVIII в. Россия

Среди разнообразия сюжетных тем, использовавшихся в творческой работе художников и мастеров литографской мастерской Троице-Сергиевой лавры в XIX в., значительное место занимала историческая тематика.

В XVII в., начавшемся с тра­гических событий Смуты, едва не лишивших страну единства и независимости, Сергиева обитель, выдержавшая шестнадцатимесячную осаду польско-литовских войск, стала символом стойкости, нерушимости веры и патриотизма.

Подвиг защитников Троицы вдохновил на создание гравюр и литографий с сюжетами обороны монастыря, иллюстрирую­щих знаменитое Сказание келаря Авраамия Палицына о «троицком сидении» 1608 - 1610 гг. Отбор сюжетов был направлен не только на раскрытие героических событий, но и событий, связанных с чудесными явлениями спасения и защиты благодаря вмешательству преподобного Сергия и небесных сил. Во время нестроения и раздора тысячам людей, измученных войной и лишениями, образ пре­подобного Сергия, воплощавшего идею нацио­нального единства и возрождения, был особенно близок.

5. Покров. Преподобный Сергий Радонежский. Середина XVII века. Москва. Вклад в ТСМ боярина Г.Г. Пушкина

Покров на гробницу Преподобного Сергия Радонежского выполнен в технике лицевого шитья.

Развитие этого своеобразного вида древнерусского изобразительного искусства было тесно связано с иконописью. Их роднит аналогичность тематики изображений и большая роль иконописца в создании шитого произведения, который выполнял рисунок и намечал колорит. Однако иные материал и техника накладывали отпечаток своеобразия на произведения шитья. Выполнявшиеся стежками разноцветных шелковых, золотых и серебряных нитей на тканях с заранее определенным цветом и фактурой, они всегда отличались подчеркнутой декоративностью.

И хотя талант иконописцев имел немалое значение в осуществлении замысла шитых произведений, все же основная роль в их создании принадлежала русским женщинам — превосходным вышивальщицам. От их мастерства, вкуса зависели красота и выразительность произведений.

Вкладчик покрова – Григорий Гавриилович Пушкин принадлежал к одной из старших ветвей своего рода и был не только самым видным представителем своей ветви, но и всего рода Пушкиных старого времени; он пользовался большою любовью царя Алексея Михайловича, который высоко ценил его дипломатические способности.