Новости
«Родился де-у вас царь, а у него де двои зубы…» (ко дню рождения царя Ивана Грозного)
25 августа 1530 г. родился один из самых знаменитых правителей русского Средневековья – царь Иван Грозный. (Дата по старому стилю, при переводе на новый – 3 сентября). Согласно преданию, в этот день разразилась гроза, предвещающая будущие несчастия, которые принесет в мир новорожденный. Необычную легенду содержит Пискаревский летописец, составленный в конце XVI—начале XVII вв. Якобы великий князь Василий III, отец будущего царя, отправил посланника Михаила Сумбулова в Казань, сообщить ханскому двору о своей семейной радости. Когда Сумбулов поведал о рождении Ивана, казанская царица спросила его: «Какой де ваш царь норожденной?», и, не получив ответа, сама предсказала: «Родился де-у вас царь, а у него де двои зубы: одними де ему съести нас, а другими вас». Один зуб – против казанских татар, другой – против русских. Эта легенда могла возникнуть только после царской опричнины, которую современники вспоминали с ужасом как жестокую войну государя против своих подданных.
Однако в 1530 г., никто, конечно, не воспринимал радостное событие как предвестник будущих бедствий. У Василия III долго не было наследника. Ради престолонаследия он даже решился на невиданный на Руси развод с первой женой, Соломонией Сабуровой, которую постригли в монахини. Однако и во втором браке с красавицей литовской княжной Еленой Глинской ребенок родился не сразу. Появление на свет долгожданного наследника стало не только семейной, но и общегосударственной радостью. Государь поспешил воздать благодарность Богу и его святым. Торжественный обряд крещения состоялся в самой знаменитой обители Руси – Троице-Сергиевом монастыре 4 сентября (по новому стилю – 17). Младенца крестили игумен Иоасаф (Скрипицын; будущий митрополит) и три старца – святой Даниил Переславский, преподобный Кассиан Босой и троицкий монах Иов Курцев. Ивана внесли в алтарь Троицкого собора, поднесли к иконе «Троицы» Андрея Рублева и положили в раку с мощами преподобного Сергия Радонежского. С этого момента жизнь царя тесно связана с Троице-Сергиевым монастырем.
С начала 1530-х гг. и до конца 1550-х гг. Иван IV ежегодно бывал на богомолье в Троице-Сергиевом монастыре, а иногда несколько раз в год, но чаще всего на день памяти преподобного Сергия (25 сентября). Строгий монастырский устав Троицкой обители, благочестие и великолепие церковного богослужения оказали большое влияние на формирование характера будущего царя.
Иван IV и члены его семьи были щедрыми жертвователями. Государь выдал более 150 жалованных грамот в обитель. К 1540—1550-м гг. относится наибольшее число его даров в монастырь: средства на строительство каменной стены, золотой оклад иконы «Троица», иконы, произведения декоративно-прикладного искусства. Следуя семейной традиции, в 1552 г. государь крестил в Троице-Сергиевом старшего сына царевича Дмитрия.
В 1561 г. по просьбе монастырской братии троицкому настоятелю был дан сан архимандрита и монастырь получил статус первенствующего среди русских обителей.
Эпоха Ивана Грозного – время активизации традиций ктиторства. В его время в монастырь поступают богатейшие вклады, он становится самой популярной усыпальницей знати. Среди многочисленных вкладов в обитель поступают произведения изобразительного и декоративно-прикладного искусства – иконы, оклады, покровы, пелены, чаши и др.
XVI век является расцветом русской культуры, в особенности это касается книжности и искусства. В Троице-Сергиевом монастыре развивается книжная традиция, здесь подвизаются знаменитые писатели, книжники и иконописцы – преподобный Максим Грек, митрополит Иоасаф (Скрипицын), келарь Евстафий (Головкин).
Однако в конце 1560-х годов отношение царя к Троицкому монастырю изменилось. Он реже совершает богомольные походы в обитель и ограничивает количество выданных жалованных грамот. В 1573 г. царь пишет в послании в Кирилло-Белозерский монастырь: «Иссякло в Троице-Сергиевом монастыре благочестие – и монастырь оскудел: никто у них не постригается и никто им ничего не дает».
Очевидно, что охлаждение в отношении царя к Троице-Сергиеву связано с новой политикой, ломающей прежние нормы и традиции, с опричниной (1565—1572 гг.). В это время царь сам создал некое подобие монастыря в Александровой слободе, наряжался в монашеское платье, выстаивал долгие службы и изображал из себя игумена. Параллельно с этим, в Слободе постоянно пытали и казнили тех, кого мнительный самодержец считал «изменниками».
К эпохе царского террора относится уникальная находка, сделанная во время археологических работ на территории Троице-Сергиевой лавры – захоронение боярина Ивана Андреевича Бутурлина, казненного в 1575 г. Под белокаменной плитой было обнаружено погребение человека с отрубленной головой, которая была приставлена к скелету. Согласно летописям, Бутурлин стал жертвой царского гнева – он был казнен в Москве.
Трагическая смерть царевича Ивана Ивановича, павшего жертвой отцовского гнева, заставила Ивана Грозного возвратиться в Троицу. Вкладная книга Троице-Сергиева монастыря сообщает, что 6 января 1583 г. произошло тайное покаяние царя перед двумя самыми авторитетными троицкими старцами. Историки считают, что результатом этого стало создание синодиков опальных, в которых записаны для церковного поминовения имена тех, кто был казнен по приказу царя. Также царь пожертвовал в Троице-Сергиев монастырь 5,5 тысяч рублей на помин души царевича Ивана Ивановича. На эти средства было завершено строительство Успенского собора, освященного в 1585 г.
В Сергиево-Посадском музее-заповеднике готовится выставка «Царственный богомолец: Иван Грозный и Троице-Сергиев монастырь», цель которой – осветить разные аспекты взаимоотношений самодержца и прославленной обители. Для посетителей выставка откроется с 23 сентября 2021. На выставке будут представлены мемории, связанные с царем Иваном Грозным и его семьей – иконы, данные вкладом в обитель царицей Анастасией и женой царского брата, княгиней Ульяной, царская жалованная грамота в Троицкую обитель 1537 г. Вклады, пожертвованные вельможами XVI в. Предметы, рассказывающие о подъеме монастырской культуры в эпоху Ивана Грозного (в том числе – Евангелия митрополита Иоасафа (Скрипицына)). Другие экспонаты выставки раскроют тему опричнины, трагического разделения и царского покаяния – икона Божией Матери Пименовской, принадлежавшая опричному воеводе, князю Петру Пронскому, надгробие казненного боярина Бутурлина, кормовая и вкладная книги с записью о поминовении царевича Ивана Ивановича.
Ведущий научный сотрудник отдела «История и культура Сергиево-Посадского края XIV-нач. XX вв» Сергей Юрьевич Шокарев.