Новости
Сегодня - День памяти преподобного Сергия Радонежского
В. Ткаченко
Из истории посмертного почитания преподобного
Сергия Радонежского в XV – XX вв.
(продолжение)
В царствование Михаила Федоровича в актах встречались в разных вариантах формулы «в дом Живоначальной Троицы и Пречистой Богородице и великим чудотворцам Сергию и Никону»[1], «в дом Живоначальной Троицы и великим чудотворцам Сергию и Никону»[2] и «Пресвятая Живоначальная Троица и великие преподобные отцы Сергий и Никон, Радонежские чудотворцы»[3]. Последняя формула появилась после пожалования Троице-Сергиеву монастырю запустевшего городка Радонежского в ноябре 1616 г.[4]
Между 1613-1617 гг. келарь Авраамий Палицын составил сказание об осаде Троице-Сергиева монастыря[5]. В нем в разных вариантах чаще всего встречаются выражения: «великие чудотворцы Сергий и Никон» и «великий чудотворец Сергий» и по одному разу выражения: «преподобный игумен Сергий» и «преподобный отец Сергий, радонежский чудотворец».
В 1620-е гг. при дворе патриарха Филарета был составлен так называемый Новый летописец. В нем чаще всего использовано в разных вариантах выражение «чудотворец Сергий» и дважды выражение «чудотворцы Сергий и Никон»[6].
В Пискаревском летописце 1630-х гг. в описаниях событий XIV в. используется в разный вариантах выражение «преподобный игумен Сергий»[7] и лишь один раз выражение «игумен Сергий Троецкий, иже в Радонежи»[8].
В сборном кресте-мощевике первой трети XVII в. вырезана надпись: «Зделан сий честный крест в дому Пресвятыя Троицы и преподобных отец Сергия и Никона в Маковце… в лето 7126…»[9]. Близкое по содержанию выражение приведено в переписанном в первой трети XVII в. Уставе церковном: «…преписа бысть сия богодухновенная книга Устав в дому Пресвятыя и Живоначальныя Троица и великих чюдотворцов преподобных отец Сергия и Никона, иже в Маковце Радонежском…»[10]. Троицкий монастырь был основан на пустоши Маковской, поэтому монахи в своем кругу нередко использовали выражения «Маковский» и «Маковец». Например, в третьей Пахомиевской редакции Жития преподобного Сергия мы встречаем выражение, относящееся к троицкому игумену: «…его же веси Маковский…»[11].
На иконе с поясным изображением преподобного Сергия середины XVII в. около главы надпись: «Преподобный отец наш Сергий чудотворец»[12].
В 1640-1650-е гг. иеромонах Симон Азарьин составил новую редакцию Жития преподобного Сергия. В ее состав он включил пространную редакцию Жития, написанную Пахомием Логофетом, Похвальное слово преподобному Сергию, написанное Епифанием Премудрым, описания совершенных преподобным Сергием во время осады чудес из сочинения Авраамия Палицына и добавил к ним рассказы о чудесах, которые преподобный Сергий совершил в XV—XVII вв.[13]
В этом сочинении, состоящем из 85 глав, преобладают выражения «чудотворец Сергий» и «преподобный Сергий». Один раз использовано выражение Радонежский чудотворец Сергий».
Между 1648-1654 гг. келарем Симоном Азарьиным было написано Житие архимандрита Троице-Сергиева монастыря Дионисия[14]. В нем в разных вариантах чаще всего встречаются выражения: «чудотворец Сергий» и «преподобные чудотворцы Сергий и Никон». Один раз использовано выражение «преподобный чудотворец Сергий Радонежский».
В переписной книге 1645 г. было указано, что стане Радонежский и Бели находится «монастырь Живоначальной Троицы и преподобных отец Сергия и Никона радонежских чудотворцов»[15]. Подобный адресат указан также в писцовых книгах 1680-х гг.[16] Уже в последние десятилетия XVII в. в различных делопроизводственных документах при упоминании Троицкого монастыря стали употреблять формулы, в состав которых были включены радонежские чудотворцы: «Дом Пресвятые и Живоначальные Троицы и великих чудотворцов преподобных отец Сергия и Никона Радонежских» (1679 г.)[17]; «Монастырь Живоначальные Троицы и преподобных отцов Сергия и Никона Радонежских чудотворцов» (1680 г.)[18].
Во вкладной книге монастыря 1672/73 г. только в записях 1688 г. и 1718 г. были употреблены словосочетания «преподобных отец Сергия и Никона Радонежских чудотворцев»[19] и «преподобных Сергия и Никона Радонежских чудотворцев»[20].
В Мазуринском летописце конца XVII в. несколько раз упоминается преподобный игумен Сергий чудотворец[21] и несколько раз к имени Сергий добавлено определение «Радонежский»: «радонежский чудотворец», а также употребляются выражения «собеседник Сергию Радонежскому», «ученик преподобного Сергия Радонежского»[22].
Выражение «преподобный Сергий, Радонежский чудотворец» часто встречается на иконах второй половины XVII вв.[23]
На иконе с изображением преподобного Сергия рубежа XVII-XVIII вв. написано: «Образ преподобного Сергия игумена, Радонежского чудотворца»[24].
В «Записках» графа А.А. Матвеева (†1728), написанных после 1716 г., Троицкая обитель названа следующим образом: «Преподобного отца Сергия Радонежского чудотворца монастырь»[25].
В жалованных грамотах императрицы Елизаветы Петровны 1752 г. используется выражение «угодники Божии, святые Сергий и Никон, Радонежские чудотворцы»[26].
В первом опубликованном историческом описании Троице-Сергиевой лавры употребляется только одно выражение «преподобный Сергий»[27].
В 1782 г. было издано сочинение митрополита Московского Платона (Левшина), посвященное игумену Радонежскому Сергию[28].
В иконах и покровах последнего десятилетия XVIII и начала XIX в. повторяется выражение «Преподобный Сергий, Радонежский чудотворец»[29].
Назначенный в 1821 г. на Московскую кафедру архиепископ Филарет (Дроздов) в следующем году на день обретения мощей преподобного Сергия почитал на всенощном бдении написанное им Житие Преподобного и Богоносного отца нашего Сергия, Радонежского и всея России чудотворца[30]. В этом сочинении впервые основатель Троицкой обители был назван чудотворцем всей России. Оно неоднократно переиздавалось и его название в разных вариантах повторялось в других сочинениях.
Житии Сергия Радонежского, написанном архиепископом Филаретом, преобладает определение «преподобный». Впервые о Сергии Радонежском сказано: «великий светильник Церкви и Отечества».
В церковно-историческом месяцеслове лавры середины XIX в. используется выражение «преподобный и Богоносный отец наш Сергий, игумен Радонежский»[31].
В иконах второй половины XIX в. в нескольких вариантах дается надпись «Преподобный Сергий Радонежский чудотворец»[32].
В 1885 г. троицкий иеромонах Никон (Рождественский) опубликовал свое сочинение «Житие и подвиги преподобного и богоносного отца нашего Сергия, игумена Радонежского и всея России чудотворца». Оно пользовалось большой популярностью и несколько раз переиздавалось, последние разы в конце прошлого и начале нынешнего столетий[33]. В нем, как и в сочинении архиепископа Филарета, используется в основном выражение «преподобный».
Весной 1892 г. хоругвеносцы Московских Кремлевских соборов и монастырей и храма Христа Спасителя выдвинули предложение ознаменовать 500-летие памяти преподобного Сергия Радонежского торжественным крестным ходом из Московского Кремля в Троице-Сергиеву лавру. В июле Синод утвердил программу празднования юбилея в Москве и Московской губернии. Император Александр III издал указ о порядке проведения торжеств. 21 сентября крестный ход двинулся от Успенского собора Кремля по направлению к лавре. В полдень 24 сентября “мирные крестоносцы” подошли к лавре. В этот день во всех церквях Московской епархии после вечерни состоялось молебное пение с акафистом, затем всенощное бдение и чтение Жития Сергия, составленное в 1822 г. митрополитом Филаретом. На всенощную в лавру прибыли московский генерал-губернатор с супругою. 25-го в соборах и церквях лавры было совершено 8 ранних и 4 поздних литургии. В полдень вокруг стен обители прошел торжественный крестный ход.
К 500-летию памяти преподобного Сергия Радонежского было издано несколько книг и брошюр, посвященных как основателю Троицкой обители, так и самой лавре. В названиях большинства из этих публикаций использовалось в нескольких вариантах выражение «преподобный Сергий Радонежский»[34]. Исключение представляла одна из брошюр, в которой преподобный назван чудотворцем всей России[35].
В одной из икон с изображением преподобного Сергия в молении конца XIX в. дана подобная по содержанию надпись: «Память рода преп. Сергия Радонежского и всея России чудотворца»[36]. Приведенная надпись представляла собой исключение. В последующие годы на Сергиевских иконах по-прежнему писали «Святой преподобный Сергий Радонежский чудотворец»[37].
Таким образом, в царствование Романовых в актовой документации, летописях, литературных сочинениях, иконописи и лицевом шитье стала преобладать представление о преподобном Сергии как радонежском чудотворце.
В качестве общего итога отметим, что представления о преподобном Сергии в XV - начале XX в. менялись в двух отношениях. Первоначальное определение «преподобный старец» сменилось определением «преподобный чудотворец». Начало этой смены можно отнести ко второй половине XV в., времени правления Ивана III. Коренным рубежом перехода от одного определения к другому явилось Смутное время начала XVII в.
Со временем изменились представления о месте посмертных деяний преподобного Сергия. Первоначально таким местом являлся основанный им монастырь, что выразилось в определениях «игумен», «Троицкий игумен». К концу XVI в. местом деяний игумена стала Радонежская волость, и с конца XVI в. стала получать распространение формула «Преподобный Сергий, Радонежский чудотворец». В этом случае также коренным рубежом перехода от одного определения к другому явилась Смута начала XVII в.
С начала XIX в. в монашеской среде появилось стремление представить местом чудотворной деятельности преподобного Сергия всю Россию. Но формула «Сергий Радонежский и вся России чудотворец» за почти вековой период своего существования не успела получить широкого распространения в обществе, а революции 1917 г. прервали этот процесс.
Определение значимости изменения представлений о Сергии как святом возможно на основе сравнительного анализа подобных изменений относительно других наиболее известных православных святых и с учетом других явлений в духовной жизни российского общества XV – начала XX в.
(См.: Сборник «Научно-исследовательская работа в музее. Материалы XV Всероссийской научно-практической конференции». М., 2016. С.63-78).
[1] Сборник грамот Коллегии экономии. Том первый. №421 1611 г. Стб.428; Там же. №432 1612 г. Стб.447; Там же. №434 1612 г. Стб.452; Там же. №457 1612 г. Стб.507; Там же. №460 1616 г. Стб. 510; Там же. №470 1617 г. Стб.520; Там же. №472 1617 г. Стб.522; Там же. №474 1617 г. Стб.523-524; Там же. №476 1617 г. Стб.525-526; Там же. №484 1617-1618 г. Стб.538.
[2] Сборник грамот Коллегии экономии. Том первый. №463 1616 г. Стб.513-514; №465 1616 г. Стб.515; №466 1616 г. Стб.516; №468 1616 г. Стб.518; №471 1617 г. Стб.521; НИОР РГБ. Ф.303. Д.528. №540 1641 г. Л.1215.
[3] НИОР РГБ. Ф.303. Д.528. №473 1617 г. Л.819; Там же. № 475 1618 г. Л.822; Там же. №518 1618 г. Л.1119; Там же. №532 1618 г. Л.1203-об.
[4] НИОР РГБ. Ф.303. Д.528. №533 1616 г. Л.1204.
[5] Сказание Авраамия Палицына об осаде Троице-Сергиева монастыря // Библиотека литературы Древней Руси. СПб., 2006. Том 14. С.238-335.
[6] Новый летописец // Хроники Смутного времени. М., 1998. С.263-410.
[7] ПСРЛ. М, 1978. Т.34 Постниковский, Пискаревский, Московский и Бельский летописцы. С.119, 125, 128, 134, 140.
[8] Там же. С.143. См.: Московский летописный свод конца XV в.
[9] Преподобный Сергий Радонежский. Образ простоты, правды, святости. С.273.
[10] Костюхина Л.М. Записи XIII-XVIII вв. на рукописях Воскресенского монастыря // Археографический ежегодник за 1960 год. М., 1962. С.281-282.
[11] Клосс Б.М. Избранные труды. Том I Житие Сергия Радонежского. Часть IV. С.435.
[12] Преподобный Сергий Радонежский. Образ простоты, правды, святости. С.222.
[13] Житие и чудеса преподобного Сергия, игумена Радонежского, записанные преподобным Епифанием Премудрым, иеромонахом Пахомием Логофетом и старцем Симоном Азарьиным. М., 1997.
[14] Житие архимандрита Троице-Сергиева монастыря Дионисия // Библиотека литературы Древней Руси. Том 14. С.356-463.
[15] НИОР РГБ. Ф.1209. Оп.1. Д.9809. Л.154.
[16] НИОР РГБ. Ф.1209. Оп.1. Д.273. Л.536об.; Д.275. Л.15об.
[17] Дворцовые разряды. – СПб., 1855. Том IV. Стбл.113.
[18] РГАДА. Ф.1209. Оп.1. Д.273. Л.563об.
[19] Вкладная книга Троице-Сергиева монастыря. С.285.
[20] Вкладная книга Троице-Сергиева монастыря. С.295.
[21] ПСРЛ. М., 1968. Т.31 Летописцы последней четверти XVII в. Мазуринский список. С.88, 91, 96.
[22] Там же. С.92, 96, 97, 98.
[23] Преподобный Сергий Радонежский. Образ простоты, правды, святости. С.223, 231, 237, 243.
[24] Преподобный Сергий Радонежский. Образ простоты, правды, святости. С.315.
[25] Матвеев Андрей Артамонович, граф. Записки // Рождение империи. – М., 1997. С.373.
[26] Историческое описание Свято-Троицкой Сергиевой лавры, составленное по рукописным и печатным источникам профессора Московской духовной академии А. В Горским в 1841 году. С приложениями архимандрита Леонида. М., 1890. Ч. 1–2. Часть 2. Приложения к историческому описанию Свято-Троицкой Сергиевой лавры архимандрита Леонида. С.102, 118.
[27] Павел, иеромонах, наместник Троице-Сергиевой лавры. Краткое историческое описание Свято-Троицкия Сергиевы лавры, с приложением знатных происшествий, случившихся в оной. СПб, 1782.
[28] [Платон (Левшин), митр. Московский]. Житие Преподобного и Богоносного отца нашего Сергия, Радонежского чудотворца, в кратце собранное... Преосвященным Платоном, Архиепископом Московским и Калужским... и обители Преподобного Сергия Священно-архимандритом. М., 1782.
[29] Преподобный Сергий Радонежский. Образ простоты, правды, святости. С.292, 301, 302, 317, 361, 376, 383.
[30] Филарет (Дроздов), архиепископ Московский. Житие Преподобного и Богоносного отца нашего Сергия, Радонежского и всея России чудотворца, почерпнутое из достоверных источников, читанное в Лавре его на всенощном бдении июля 5 дня, 1822 г. М., 1835.
[31] Смирнов С.К. Церковно-исторический месяцеслов Свято-Троицкия Сергиевы лавры. М., 1854. Издание второе, исправленное и значительно дополненное.
[32] Преподобный Сергий Радонежский. Образ простоты, правды, святости. С.304, 306-307, 310-311, 386, 393, 308, 333, 339.
[33] Житие, чудеса и подвиги преподобного и Богоносного отца нашего Сергия, игумена Радонежского и всея России чудотворца. Составлено иеромонахом Никоном (Рождественским). – М., 1998.
[34] В память 500-летия преставления преп. Сергия, игум. Радонежского чудотворца. – М., 1892; Василий (Преображенский В.Х.). Преподобный Сергий, игумен Радонежский. – М., 1892; Голубинский Е.Е. Преподобный Сергий Радонежский и созданная им Троицкая лавра. Жизнеописание Преподобного Сергия и путеводитель по лавре. Сергиев Посад, 1892; Горчакова Е.С. Житие преподобного Сергия Радонежского и описание св. Троице-Сергиевой лавры. – М., 1892; Ляскоронский В.Г. Значение и заслуги св. Сергия Радонежского для русского государства. – Киев, 1892; Назаревский В.В. Государственное значение преподобного Сергия. – М., 1892; Небесный гражданин русской земли: к 500-летию памяти. – М., 1892; Торжественное празднование 500-летия преставления Преподобного и Богоносного отца нашего Сергия. – М., 1892.
[35] Житие, подвиги и чудеса преподобного и богоносного отца нашего Сергия, игумена Радонежского и всея России чудотворца, основателя Троице-Сергиевой лавры: с рисунками и кратким описанием торжества 500-летия его блаженной кончины. – СПб., 1899.
[36] Преподобный Сергий Радонежский. Образ простоты, правды, святости. С.402.
[37] Там же. С.341.