Размер
A A A
Цвет
C C C
Изображения
Вкл. Выкл.
Обычная версия сайта

Новости

Старинный пирограф с «горящей иглой»

02.05.2022

Старинный пирограф с «горящей иглой» 

Выжигание по дереву, коже и бумаге или пирография, что в переводе с греческого языка означает «огненное письмо», является техникой нанесения рисунков с помощью раскаленного инструмента. Во многих семьях хранится простой в обращении электрический прибор для выжигания. Однако, как выглядел старинный прибор для выжигания – пирограф, и как он появился на свет для многих остается загадкой.

В технических словарях и руководствах по эксплуатации аппаратов для выжигания начала прошлого столетия приводятся сведения о том, что в средневековые времена эта техника была завезена в Европу колонистами из Мексики, перенявшими данный способ декорирования предметов у древних индейцев. Металлическими прутиками или просто гвоздями индейцы выжигали узоры на рукоятках боевых топоров-томагавков, ножей, ружейных ложей и других предметах. В наши дни в Перу была найдена деревянная чаша доколумбовой цивилизации с выжженными на ней изображениями птиц.

В средневековой Европе исполненные в технике выжигания орнаментальные и сюжетные композиции украшали шкатулки, предметы утвари, сундуки и другую мебель. Рисунок наносили с помощью накаляемых на жаровне металлических заостренных штифтов, которые захватывали в руку железными щипчиками. Для непрерывности работы мастеру нужно было иметь под рукой целый набор таких предметов. Позднее к штифтам стали присоединять фигурные металлические штампы – квадратные или цилиндрические кусочки железа с вырезанной на их конце фигурой. Подобными простыми инструментами мастера могли создавать довольно сложные рисунки.

Начиная с середины XIX века, техника выжигания получает большое распространение в связи с изобретением французским хирургом Клодом Пакеленом его знаменитого «термокаутера». Аппарат был создан для прижигания ран при проведении операций. Он основывался на действии бензинового газа и был довольно прост в обращении. Аппарат представлял собой стеклянный флакон с толстыми стенками и плотно закрытый пробкой, в которую вставлялись две изогнутые трубки. На одну из них надевались два резиновых баллона для накачивания воздуха и его резервирования, на другую – деревянная ручка с особой полой металлической иглой с небольшим отверстием для выхода несгоревшего газа. Во флакон наливали бензин, иглу накаливали на спиртовой лампочке и затем рукой или ногой накачивали баллоном воздух, который испаряясь, обеспечивал непрерывный приток горящих в игле газов бензина и поддерживал каление иглы.

По легенде, помощники К. Пакелена, в обязанности которых входил уход за аппаратом, увидев однажды, как накаленная игла, коснувшись деревянной крышки стола, обуглила место прикосновения, пришли к выводу, что его можно использовать в других целях. Вскоре один из них выжег на больничной мебели номера палат. Известие о диковинной, постоянно «горящей» игле, не могло не заинтересовать больных. Среди них оказались профессиональные ремесленники, которые познакомившись с действием аппарата, стали применять его для выжигания рисунков по дереву. В дальнейшем аппарат К. Пакелена был усовершенствован. В конце XIX века в Европе продавались различные модификации пирографа с набором, как огнестойких платиновых игл, так и более дешевых – медных или другого металла.


Заведующая отделом «Русское народное и декоративно-прикладное искусство XVII-XXI в.»  Светлана Валентиновна Горожанина.

! Произведения декоративно-прикладного искусства, украшенные в технике выжигания известным художником Владимиром Ивановичем Соколовым, можно увидеть в экспозиции «Русское декоративно-прикладное искусство XVIII-XXI вв.» на выставке «Пейзажи горячей иглой» в музейном комплексе «Конный двор». Для посетителей выставка работает до 29 января 2023 года.