Размер
A A A
Цвет
C C C
Изображения
Вкл. Выкл.
Обычная версия сайта

Новости науки

01.11.2018  К юбилею Комиссии по охране Троице-Сергиевой лавры

Ровно сто лет назад, 1 ноября 1918 года, Всероссийская коллегия по делам музеев и охране памятников искусства и старины Народного Комиссариата Просвещения утвердила постановление о национализации Троице-Сергиевой лавры. С этого дня официально начала свою работу Комиссия по охране памятников искусства и старины Троице-Сергиевой лавры в составе И.Е. Бондаренко, Ю.А. Олсуфьева, П.А. Флоренского, М.В. Боскина, П.Н. Каптерева, Н.Д. Протасова, Т.Н. Александровой-Дольник. В 1920 г. им на смену пришли А.Н. Свирин, В.Д. Дервиз, В.И. Соколов, В.Ф. Мей, В.И. Хрустачев, продолжил работу Ю.А. Олсуфьев. Первые годы в состав Комиссии входили реставрационные группы по архитектуре, иконописи и шитью, командированные Музейным отделом Наркомпроса, и трудовая артель по охране Лавры, в которой к концу марта 1919 года состояло 116 человек братии монастыря.

Комиссия осуществляла свои полномочия до 1925 года, когда был сформирован административный аппарат Сергиевского историко-художественного и бытового музея. С первых месяцев и на всем протяжении ее деятельность определяли специалисты с университетским образованием, серьезной профильной подготовкой, наделенные высоким уровнем духовной и интеллектуальной культуры. Работая в содружестве, с полным пониманием конечной цели, они сумели сформулировать задачи музейного строительства, изложенные в Проекте музея Троице-Сергиевой лавры в ноябре 1918 года, и последовательно идти намеченными путями.

За годы работы Комиссии открыли двери первые музейные экспозиции – Древлехранилище (Ризница), музей Лавры в Митрополичьих покоях, Архитектурный отдел и др., сделаны научные открытия в реставрации древнерусской живописи и шитья, появились первые научные публикации памятников Троице-Сергиевой лавры. На основе монастырской документации был выявлен состав историко-художественного наследия, намечены основные направления научных исследований, предложены методики атрибуции, каталогизации и презентации памятников древнерусского искусства. Усилиями команды единомышленников, объединившихся вокруг проекта монастыря-музея, были заложены основы музейной деятельности, созданы условия для перехода церковного имущества в статус памятников культуры, о чем свидетельствует один из наиболее ранних и известных актов в сфере охраны наследия – декрет 1920 года «Об обращении в музей историко-художественных ценностей Троице-Сергиевой лавры».

постановление.jpgфото 1
декрет.jpgфото 2
древлехранилище.jpgфото 3

М.А. Гаганова, ст.н.с. музея, кандидат исторических наук

  На фото:

1  Постановление о создании Комиссии по охране памятников старины и искусства Троице-Сергиевой лавры от 1 ноября 1918 г.,

2  Декрет СНК РСФСР о создании музея от 20 апреля 1920 г. Подписан председателем Совета Народных Комиссаров В.И. Ленином

3  Древлехранилище (Ризница). Фотография. 1920-е годы


06 июня 2018г. Сегодня исполняется 9 дней со дня смерти Белобровой Ольги Андреевны.
 

Ольга Андреевна Белоброва

(28.08.1925 – 29.05.2018)

бел-3.jpg Коллектив Сергиево-Посадского музея-заповедника глубоко скорбит в связи с кончиной Ольги Андреевны Белобровой – крупного исследователя русской культуры, искусствоведа, музейного работника, литературоведа, текстолога, источниковеда. Она глубоко знала наше музейное дело. Ее имя навсегда вписано в историю Загорского (ныне Сергиево-Посадского) музея-заповедника, в который она  была приглашена в конце 1953 г., спустя некоторое время после окончания искусствоведческого отделения Ленинградского университета. С 1954 г. по 1964 г. Ольга Андреевна занимала в музее ответственную должность Главного хранителя.

Много сил и энергии она  отдала здесь организации и постановке на научную основу такой важной работы, как учет и хранение музейных ценностей. Заложенные ею традиции сохраняются до сих пор.

Ольге Андреевне принадлежит и честь возрождения в музее в 1950-1960–е  годы, вместе со своими коллегами, научно-исследовательской работы. Именно в Загорском музее-заповеднике появились её первые публикации по иконографии Максима Грека, о портретах видного политического и церковного деятеля XVII в. Дионисия Зобниновского, о посольстве константинопольского патриарха Филофея к Сергию Радонежскому, напечатанные в Сообщениях Загорского музея-заповедника в 1958 и 1960 г.

С 1964 г. Ольга Андреевна перешла на работу в Отдел древнерусской литературы Института русской литературы АН СССР (Пушкинский Дом), который возглавлял тогда Дмитрий Сергеевич Лихачёв. Здесь во всю силу проявился её творческий научный потенциал. Имя Ольги Андреевны Белобровой стоит в ряду самых выдающихся учёных и общественных деятелей Пушкинского Дома.

Свои связи с музеем она сохраняла до последних дней жизни: являлась членом Ученого совета музея, постоянным участником проводимых в музее научных конференций, юбилейных торжеств, помогала советами.

 

Светлая память об Ольге Андреевне -  Человеке с большой буквы: добром, честном, великодушном – навсегда останется в наших сердцах.


bel-1.jpgbel-2.jpg






14.04.2017 Завершена работа над каталогом «Драгоценные панагии, иконы, образ-ки XVIII-XIX веков из собрания Сергиево-Посадского музея-заповедника». В течение пяти лет над ним работала заведующая отделом филиала СПМЗ «Ризница Троице-Сергиевой лавры» Л.А. Шитова. 

Большенство драгоценных наперсных знаков первоначально являлись собственностью выдающихся троицких священноархимандритов. Позже они были подарены в лаврскую ризницу при жизни или поступили туда после кончины владельцев по завещанию.
Лаврское собрание панагий поистине уникально. В каталог вошло семьдесят семь произведений из золота и серебра, камня, кости, дерева, на каждый из которых был собран полный архивный материал из Вкладных и Описных книг архива Троице-Сергиевой лавры.

panag1.jpg

panag2.jpg


 
Исследование панагий ризничного собрания Троице-Сергиевой лавры, подтвержденное значительным документальным корпусом, дает уникальную возможность разобраться в терминологии и назначении, как статусных ар-хиерейских панагий, так и личных наперсных икон-образков. В Новое время каждый драгоценный наперсный знак, выполненный, как правило, лучшими ювелирами, выражал стилистическое миропонимание своего времени.  
Настоящий каталог имел целью изучить и систематизировать панагии в хронологическом и тематическом контексте, осмыслив видовые особенности материала.