Размер
A A A
Цвет
C C C
Изображения
Вкл. Выкл.
Обычная версия сайта

Сборник материалов к 100-летию музея

Татьяна Васильевна Николаева. Историк, подвижник, человек

Николаева Татьяна Васильевна (1921-1984). Окончила МГУ им. М.В. Ломоносова в 1944 г., аспирантуру Института истории материальной культуры АН СССР в 1948 г. С 1948 по 1966 гг. работала в Загорском государственном историко-художественном музее-заповеднике. 

                                       Воспоминания о Николаевой Т.В.

Сергиево-Посадскому музею-заповеднику исполнилось 100 лет. Его организация, становление и деятельность – яркая страница нашей отечественной культуры. За прошедшее столетие музей превратился в уникальный историко-художественный комплекс, знакомящий с русской национальной культурой XIV – XXI вв.

Это достигнуто самоотверженным трудом нескольких поколений сотрудников, из числа которых вышло немало видных ученых. Одним из них была Татьяна Васильевна Николаева, крупный исследователь в области древнерусского прикладного искусства, большой энтузиаст музейного дела.

Впервые я познакомилась с ней в июле 1960 г., когда по направлению из Московского университета пришла на работу в музей. К этому времени она была уже серьезным исследователем, возглавляла один из самых больших отделов музея – историко-художественный. За ее плечами стояли и интересные экспозиции, и печатные работы по истории и культуре Древней Руси. Тогда только что вышел в свет подготовленный ею фундаментальный каталог «Произведения мелкой пластики XIII – XVII вв. в собрании Загорского музея», привлекший внимание ученых. Само обращение к подобному материалу (нагрудные иконки и кресты, кресты-мощевики, панагии и т.п.) в те годы, когда вспыхнула новая волна вульгарного атеизма, уже было подвигом.

портрет-николаевой.jpg

Татьяна Васильевна Николаева и ряд ее сподвижников (Н.А.Маясова, Ю.А. Лебедева, О.А.Белоброва и др.) возродили в музее былые традиции научной работы, заложенные их предшественниками в 1920-х годах (Ю.А.Олсуфьев, П.А.Флоренский, А.Н.Свирин и др.). Научная работа стала основой для создания качественно новых экспозиций, преобразивших лицо музея и вызывавших постоянный интерес как многочисленных туристов, так и гостей города.

А город она очень любила, любила в нем седую древность, Лавру, музей с его коллекциями и экспозициями. Для нее все это было нераздельно. Думаю, что это заповедное место России во многом определило направление ее деятельности. Особую гордость Татьяны Васильевны составляла экспозиция «Древнерусское искусство», известная больше под названием «Ризница», которую она в 1957 г. значительно дополнила и расширила. Эта экспозиция просуществовала в музее до 1970 г. С именем Татьяны Васильевны связаны почти все экспозиции музея начала 1960-х годов, посвященные истории, археологии и культуре Троице- Сергиевой лавры.

В нашем музее она проработала 18 лет. Осенью 1966 г. Татьяна Васильевна перешла на работу в Институт археологии АН СССР. Но жила по-прежнему в Сергиевом Посаде, в маленькой узкой комнатке в одноэтажном многонаселенном доме (Пр-т Красной Армии, д. 109). Музей продолжал оставаться для нее родным. Она являлась членом нашего Ученого совета, ни одно дело, начинавшееся в музее, не обходилось без ее консультаций, советов, практической помощи. Один из примеров – создание в музее в 1969 г. экспозиции «Древнерусская живопись XIV – XVII вв.», о которой Татьяна Васильевна мечтала давно.

В 1974 г. Татьяна Васильевна защитила докторскую диссертацию «Прикладное искусство Московской Руси», а в 1976 г. эта монография была опубликована. Книга удивительная, в ней исследуется огромное количество произведений, немалое место среди которых занимают и произведения из нашего музея. И о каждом написано так, что они словно оживают перед нами, заставляя вспомнить связанные с ними события, имена, нашу историю.

В 1976 г. Татьяна Васильевна переехала из Сергиева Посада в Москву, но сюда ее постоянно тянуло. С 1978 и до самой кончины в 1984 году, она тяжело болела, перенесла ряд серьезных операций, однако работу не оставила. В эти годы особенно поражает мужество Татьяны Васильевны. Страдая тяжким недугом, она находит в себе силы, заниматься подготовкой фундаментальнейшего свода «Древнерусская мелкая пластика из камня XI – XV вв.» Сюда вошли и археологические находки, и произведения музейных и частных коллекций, и памятники, известные теперь только по фотоснимкам. Все это позволило автору впервые в истории отечественной науки воссоздать яркую картину древнего художественного ремесла. В конце 1983 г. свод был опубликован. Он явился последней крупной работой Татьяны Васильевны.

В жизни Татьяны Васильевны была еще одна работа, необходимость выполнения которой, казалось, до последних дней придавала ей силы. Эта подготовка к изданию уникальной рукописи, хранящийся в нашем музее – Вкладной книги Троице-Сергиева монастыря 1673 г. 

вклад-книга.jpg

Как истинный историк Татьяна Васильевна понимала ее исключительное значение. Огромной фолиант, написанный скорописью XVII в. на 2500 страницах, содержит ценнейшие сведения по истории взаимоотношений Троице-Сергиева монастыря с различными слоями русского общества на протяжении XV – XVIII вв. Здесь в конкретных лицах как бы предстает вся Россия (только княжеских, боярских и дворянских родов упомянуто более 600). Переписка книги, начатая в 1963 г., заняла три года (более двух третей ее объёма выполнены Татьяной Васильевной). А все последующие 20 лет Татьяна Васильевна Николаева упорно добивалась ее издания. И только в 1984 году она облегченно вздохнула: издательство «Наука» включило Вкладную книгу в свой план.     Великая миссия Татьяны Васильевны была выполнена. К сожалению, увидеть это издание при жизни Татьяне Васильевне не довелось. Книга была опубликована только в 1987 г., благодаря огромной поддержке академика Дмитрия Сергеевича Лихачева и Научного совета АН СССР по истории мировой культуры.

Жизнь Татьяны Васильевны навсегда останется для нас примером настоящего подвижничества и бескорыстного служения делу.

 

Т.Н. Манушина

Ученый секретарь музея,

Заслуженный работник культуры РФ