Размер
A A A
Цвет
C C C
Изображения
Вкл. Выкл.
Обычная версия сайта

Вышивка и ткачество XVIII - XX вв.

В собрании Сергиево-Посадского музея-заповедника хранится богатейшая коллекция художественных образцов традиционной вышивки и ткачества XVIII - XX вв. Искусно выполненные узоры украшают детали народной одежды, головных уборов, предметы домашнего обихода: полотенца, скатерти, подзоры, бытовавшие в самых разных регионах нашей страны. Большая часть этих коллекций представляет культурное наследие русского народа.



Образцы традиционной вышивки и ткачества музейного собрания имеют огромную художественную и историческую ценность. Они демонстрируют богатство орнаментального наследия, многообразие технических приемов и цветовых решений. Узоры вышитых и тканых образцов варьируются от самых простых линейно-геометрических до сложных многофигурных сюжетных композиций. Здесь так же, как и в резьбе и росписи по дереву, прочно держатся мотивы, уходящие своими корнями в далёкое прошлое: круги, ромбы, кресты, изображения священных оленей, птиц, женских фигур и древа жизни в окружении священных животных. На памятниках советской эпохи встречаются характерные символы своего времени (пятиконечные звезды, серп и молот и др.), искусно вписанные в канву традиционного узорочья.



Коллекция образцов узорного ткачества раскрывает богатство способов исполнения этого вида народного искусства. Она представлена как предметами, выполненными в технике более простого тканья «на дощечках», «на бердышке», «на ниту», так и предметами, демонстрирующими сложное и трудоемкое ткачество: закладное, браное, выборное, многоремизное, ажурное.
  Многообразие технических приемов традиционной вышивки раскрывается на музейных коллекциях практически в полном объеме. Это образцы, выполненные следующими швами: роспись, набор, настил, гладь, тамбур, крест, а также многодельные ажурные вышивки «строчкой по вырези», «перевитью», «гипюр» и др.


Богатство колористических решений музейных произведений передает эмоционально-сдержанный, но между тем утонченный характер северорусской традиции, где сочетание красного и белого цвета доведено до совершенства, и, ликующее, воспевающее торжество жизни южнорусское многоцветие. Особое место в коллекциях вышивки и ткачества занимают образцы, выполненные «белым по белому», которые передают орнаментальный текст игрой фактуры и светотени.
        

Ведущий научный сотрудник отдела «Русское народное и декоративно-прикладное искусство XVIII – XXI вв.» Демкина Валентина Анатольевна.