Размер
A A A
Цвет
C C C
Изображения
Вкл. Выкл.
Обычная версия сайта
2023 год
«Русская тройка»
(22 ноября 2022 - 7 января 2023)

Государственный музей-заповедник «Зарайский кремль»
Адрес:  Московская область, г. Зарайск, ул. Музейная, д. 1а

«#ПетровВодкинЛомакина. Стихия Крым»
(17 марта 2023 - 13 июня 2023)
Музей Москвы, г. Москва

«Красный калейдоскоп». К 105-летию создания Рабоче-Крестьянской Красной Армии (РККА)
(7 апреля 2023 - 10 сентября 2023) Музей военной формы Российского военно-исторического общества
«Историческое паломничество Царской Семьи в 1913 г. К 110-летию путешествия императора Николая II по древнерусским городам»
(25 мая 2023 - 30 сентября 2023) Ярославская область, г. Ростов, Государственный музей-заповедник «Ростовский кремль»
«Духовные оплоты Петра I»
(2 августа 2023 - 20 августа 2023) ФГБУК «Соловецкий государственный историко-архитектурный и природный музей-заповедник»
«Святые жёны»
(7 сентября 2023 - 19 ноября 2023) Музей древнерусского искусства имени Андрея Рублева
«Свет и воздух»
(19 декабря 2023 - 10 марта 2024)

Архив выставок вне музея

«#ПетровВодкинЛомакина. Стихия Крым»

Выставка «#ПетровВодкинЛомакина. Стихия Крым», посвященная творчеству Кузьмы Петрова-Водкина и его ученицы Марии Ломакиной, открылась 16 марта в залах Музейного объединения «Музей Москвы» и будет работать до 13 июня (включительно). Выставка привезена Российской государственной художественной галереей (город Севастополь), при поддержке Музея Москвы и Министерства культуры РФ. В том числе, работы для нее предоставили около 30 федеральных и региональных музеев, а также частные галереи - в общей сложности зрители увидят 150 произведений.

В экспозиции — работы художника и педагога-новатора Кузьмы Петрова-Водкина и его ученицы Марии Ломакиной. Творчество Петрова-Водкина представляет собой уникальный сплав русского искусства (иконопись, фольклор, лубок) и достижений западноевропейских мастеров, начиная с Возрождения и заканчивая постимпрессионистами и символистами начала XX века. Имя Марии Ломакиной относят к числу неангажированных художников первой половины XX века, творчество которой было равноудалено как от официального соцреализма, так и от авангарда.

После революции в годы, когда рождалось новое государство и новые социальные отношения, Петров-Водкин занимался реорганизацией Высшего художественного училища при Академии художеств, читал лекции, вел свою мастерскую. Наряду с другими художниками-новаторами того времени (Казимиром Малевичем, Павлом Филоновым и Михаилом Матюшиным) он стремился создать свою систему преподавания. Одной из самых талантливых его учениц была Мария Ломакина, которая освоив новаторские композиционные приемы мастера, создала собственный живописный язык: она ставила себе задачу показать разрозненные части окружающей действительности как органичные элементы мировой гармонии.
 
Экспозиция выставки «#ПетровВодкинЛомакина. Стихия Крым» поделена на две части. В первой представлены портреты, пейзажи, зарисовки художников разных лет. Так, зрители увидят работы Марии Ломакиной, которые она создавала в Богородском, где преподавала математику, русский язык и рисунок, и в Загорске (сейчас — Сергиев Посад), куда переехала в 1930-е годы вместе с мужем. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, виды Москвы, Ленинграда — показаны все этапы становления Ломакиной как художника.
Сергиево-Посадский музей-заповедник предоставил для экспонирования 11 произведений Марии Владимировны Ломакиной. Это два ранних этюда, созданные художником в окрестностях Кизил-Таша (Ятла), где она родилась и провела юные годы, и произведения, посвященные Загорску и его окрестностям: графические листы, живописные произведения, запечатлевшие Троице-Сергиеву Лавру, демонстрацию в Загорске и скромный, но поэтичный быт Марии Владимировны.
Во второй части выставки собраны крымские работы Петрова-Водкина и Ломакиной. В частности, из Русского музея предоставлена картина Петрова-Водкина «Землетрясение в Крыму» 1927 года. Художник, в тот момент гостивший у Максимилиана Волошина, стал свидетелем этого трагического события, но решил не эвакуироваться, а начал работать над полотном.
А Вятский художественный музей отправил на выставку «Портрет Ариадны Холоповой» 1915 года. Долгое время эта картина считалась просто «портретом девочки», пока в 1966-м на выставке в Русском музее ее не увидела повзрослевшая модель. Оказалось, что родители Рии Холоповой дружили с Петровым-Водкиным. Когда ей было десять лет, художник написал ее портрет.

Творчество Марии Ломакиной представлено ее огромным полотном «Татарский эпос» 1922 года со сценами из жизни крымских татар. Она хорошо знала и любила их культуру. Также в экспозиции представлены зарисовки труда виноградарей, табаководов, садоводов, которые художница делала для подготовки полотна, посвященного сельскому хозяйству.
Выставку дополнят документы, фото и материалы из архивов наследников художников. 

Организатор выставки — ФГБУК «Российская государственная художественная галерея» (Российская галерея искусств). г. Севастополь.



Мария Ломакина. Аю-Даг. Крым.<br>Кон. 1910-х – начало 1920-х гг. Фанера, масло Мария Ломакина. Кипарисы на фоне Аю-Дага. Кон. 1910-х – нач. 1920-х гг. Картон, масло Мария Ломакина. Рябинка. 1946 г. Холст, масло Мария Ломакина. Зосимовская церковь XVII в.<br> 1945 г. Холст, масло Мария Ломакина. Сцена в палате. Пишут письма. 1942-1943 гг. Бумага, уголь, мел, сангина Мария Ломакина. Сцена в палате. 1942-1943 гг. Бумага, уголь, мел Мария Ломакина. В кабинете лечебной физкультуры. 1942-1943 гг. Бумага, уголь, мел, сангина Мария Ломакина. В кабинете лечебной физкультуры. 1942-1943 гг. Бумага, уголь, мел, сангина Мария Ломакина. Демонстрация в Загорске с горы Волкуша.<br> 1954 г. Холст, картон, масло Мария Ломакина. Сабукеев Николай Александрович.<br>1942 г. Бумага, карандаш Мария Ломакина.. Цветы и персики. 1950-е гг. Холст, масло