Размер
A A A
Цвет
C C C
Изображения
Вкл. Выкл.
Обычная версия сайта
2020 год
Выставка "Духовное служение"
(30 января 2020 - 13 октября 2020) (Памяти выдающихся деятелей церкви: святителя Филарета (Дроздова) и преподобного Антония (Медведева)» .
Выставка «Малые шедевры большого музея: Татьяна Маврина»
(26 марта 2020 - 27 сентября 2020) К 100-летию музея.
Выставка "Из глубин земли Радонежской. Археологические открытия XXI века"
(5 августа 2020 - 20 сентября 2020)
Выставка «Из глубин земли Радонежской» проводится к 100-летию Музея в рамках проекта "Сокровища музейных фондов".  
9f5db061-98ef-4c8a-98eb-27ae615d4365.JPG

Выставка «События, люди, история»
(23 сентября 2020 - 24 января 2021) (К 100-летию музея и 25-летию Краеведческого отдела)
Выставка "Осенний салон - 2020. Храмовое искусство"
(22 октября 2020 - 26 ноября 2020) Восточный корпус
музейного комплекса «Конный двор»
osennii_salon_2020_1.jpg
Выставка "Встреча с прошлым"
(26 декабря 2020 - 10 января 2021) 097A4135.JPG
К 100-летию Сергиево-Посадского музея-заповедника (Главный корпус музея)


Архив выставок в музее

Выставка «Монах-художник. Творчество Аффония Вишнякова»

В 2020 году исполняется 150 лет со дня рождения потомственного жостовского мастера Александра Егоровича Вишнякова (1870-1938), больше известного под своим монашеским именем Аффоний. Он был представителем знаменитого рода крестьянских живописцев и организаторов промысла по изготовлению подносов в подмосковной деревне Жостово, но его жизнь и творческая судьба тесным образом связана с Сергеевым Посадом.        

Александр Вишняков родился в семье владельца мастерской по изготовлению изделий из металла и папье-маше Егора Филипповича Вишнякова. С детских лет он готовился стать мастером-живописцем, но судьба распорядилась по-другому: в 1892 году поступил в Троице-Сергиеву лавру в качестве послушника, в 1904 – пострижен в монахи под именем Аффоний, через два года был рукоположен в сан иеродиакона. В этом сане он занимал должность заведующего книжным складом и иконной лавкой.

Живя в монастыре, Аффоний Вишняков не прерывал связи с родным промыслом. Подтверждением тому является поднос с видом на Троице – Сергиеву лавру, на котором сохранились его подпись и дата – 1901 год. Поднос относится к числу уникальных произведений промысла. Его уникальность определяется наличием авторской подписи, высоким художественным уровнем и выбором сюжета. Знакомый облик монастыря здесь воспринимается как образ идеального мира, красота и гармония которого подчеркивается полосой безоблачного неба, правильными формами деревьев, небольшими фигурами стаффажа.

Близкой к росписи подноса по своему художественно-образному решению и манере письма является шкатулка с изображением Лавры, которая, очевидно, также является одной из наиболее ранних работ Аффония Вишнякова.

вишняк-1.jpg

После Октябрьской революции и закрытия Лавры в 1919 году Афоний Вишняков навсегда остался в нашем городе. Он переселился на частную квартиру, в которой устроил небольшую мастерскую по изготовлению предметов, украшенных лаковой росписью. С конца 1920-х годов А. Вишняков начал работать инструктором в цехе горячей лакировки Сергиевской кустарно-промышленной артели, где создавал и авторские произведения. В эти годы он выполнил ряд работ по заказу Кустарного музея. В 1937 году был приглашен для участия в выставке «Народное творчество», которая проходила в Государственной Третьяковской галерее. Специально для выставки он подготовил несколько произведений, в числе которых кашпо, предназначенное для украшения экспозиционного зала.

В произведениях 1920-1930 годов мастер ярко проявил себя как автор наивных пейзажей и декоративных композиций с цветами, ягодами и фруктами. Его творчество высоко оценивал известный специалист в области народного искусства А.В. Бакушинский. Он писал: «А. Вишняков – большой и своеобразный мастер декоративного натюрморта. Его цветы, фрукты, птицы и насекомые, его пейзажи подкупают жизнерадостной чувственностью, непосредственным очарованием наивного реализма. По стилю и приемам живописи они безукоризненно мастеровиты…».

Аффоний Вишняков создавал высокохудожественные декоративные предметы, предназначенные для украшения жилых интерьеров. Он считал свою работу профессиональным занятиями, и, как правило, подписывал произведения, оставляя на них монограмму «АВ».

Представленные работы мастера демонстрируют его одаренность, самобытность и высокий уровень владения живописными приемами лаковой росписи. В Загорске (так назывался Сергиев Посад в 1930-1991 годы) нашлись его почитатели и последователи, среди которых особенно заметной была Ольга Владимировна Фаворская (мать известного русского графика В.А. Фаворского). На выставке также экспонируются ее произведения, украшенные деликатными цветочными росписями, выполненными с большим вкусом.

    Выставка «Монах-художник. Творчество Аффония Вишнякова» подготовлена в одном из залов экспозиции «Русское декоративно - прикладное искусство XVIII – XXI вв.», подробное знакомство с выставкой онлайн-формате.

Рассказала о выставке зав. отделом "Русского народного и декоративно-прикладного искусства XVIII-XXI вв."  С.В. Горожанина

смотри видеорепортаж

С работами А. Вишнякова знакомит ст. научный сотрудник отдела "Русское народное и декоративно-прикладное искусство XVIII- XXI вв." О.А.Игнатьева 

https://vk.com/video198021780_456239092