(8 марта 2025 - 1 июня 2025) Восточный корпус музейного комплекса «Конный двор»
(13 марта 2025 - 30 мая 2025) Выставочный зал Ризницы Троице-Сергиевой лавры
Архив выставок в музее
Выставка «Цветы Жостова». К 200-летию промысла
Выставочный проект приурочен к 200-летнему юбилею прославленного промысла декоративной росписи по металлу, основанного в подмосковном селе Жостово в 1825 году. За это время жостовскими мастерами пройден огромный путь, выработан свой собственный, ни на что не похожий стиль, своя художественная система росписи. Из утилитарных предметов поднос стал предметом любования, украшения интерьера и приобрёл славу одного из символов отечественной культуры. Лучшие работы жостовцев хранятся в центральных музеях России, экспонируются во многих странах мира.
Выставка «Цветы Жостова» наглядно демонстрирует уникальную технологию письма по металлу, которая зародилась в XIX веке в недрах федоскинской лаковой миниатюрной живописи по папье-маше, а затем стала развиваться по собственному пути. В XX веке ведущим направлением искусства Жостова стал живописный букет, в изображении которого органично сочетаются реалистические принципы изображения цветов с декоративными приемами народного письма.
На выставке представлено более ста экспонатов. Значительную часть составляют традиционные жостовские изделия: кованые вручную и отштампованные металлические подносы с росписью масляными красками. Среди сюжетов росписи преобладают хорошо узнаваемые уникальные жостовские цветы. Хронологически рамки экспонируемых произведений охватывают значительный период существования Жостовского промысла – 1870-е – 2000-е годы.
Сергиево-Посадский музей демонстрирует практически полностью свою коллекцию подносов, многие из которых экспонируются впервые, а также часть коллекции уникальных экспериментальных работ 1930-х годов на нетрадиционных для Жостова формах и материалах: панно на дереве, эскизы рисунков на бумаге, наборы деревянной и пластмассовой детской посуды. Эта часть собрания, малоизвестная даже специалистам, составляет гордость Сергиево-Посадского музея. Особенно ценные, очень редкие подносы и сухарницы второй половины XIX века – самые ранние из сохранившихся жостовских изделий в России, предоставлены Государственным Русским музеем (Санкт-Петербург).
Все произведения отражают разнообразные манеры письма, высокий профессиональный уровень и творческие поиски художников в различные периоды жизни промысла. Среди двух десятков авторов – немало представителей знаменитых жостовских династий: Вишняковых, Беляевых, Гогиных, Гончаровых, Леонтьевых, Клёдовых.
Традиционные изделия Жостова дополнены предметами, позволяющими зрителям получить более полное представление о местной художественной культуре, на основе которой зародился уникальный жостовский промысел. Шкатулки, подносы из папье-маше и латуни, самовар, фарфоровая посуда, ситценабивной платок и скатерть, выполненные в Подмосковье, составляли ту характерную среду, в которой бытовали подносы.
Мультимедийная часть экспозиции покажет технологический процесс изготовления произведений, подготовленный в сотрудничестве с Жостовской фабрикой декоративной росписи.
Партнёры проекта:
Государственный Русский музей (Санкт-Петербург),
Жостовская фабрика декоративной росписи.
НОВОСТИ КУЛЬТУРЫ
Репортаж т/к ТВР24
Музейный артефакт. Поднос
В программе «Музейный артефакт» представляем экспонаты выставки «Цветы Жостова». Наш рассказ начинаем с экспоната 1937 года – это большой поднос. Его размер 88х70 сантиметров.
В программе «Музейный артефакт» представлен эскиз подноса «Фантастический пейзаж» автора Никиты Клёдова. Это работа 1941 года.
Музейный артефакт. Картина «Натюрморт с подносом».
В программе «Музейный артефакт» рассказ об Аффонии Вишнякове и его работах. В центре внимания – поднос с панорамным видом на Троице-Сергиеву Лавру. Это работа 1901 года. Экспонат перешёл в собрание Сергиево-Посадского музея-заповедника из числа предметов, ранее принадлежавших монастырю. Поднос предназначался не как предмет быта, а как подарок лицу, имя которого осталось неизвестным.