Размер
A A A
Цвет
C C C
Изображения
Вкл. Выкл.
Обычная версия сайта

Новости науки

19.09.2021 г.

«Архитектура Троице-Сергиевой лавры в советский период».

19 сентября 2021 г. в Краеведческом корпусе музея-заповедника состоялось очередное заседание краеведческого клуба «Хронос». Краеведы пришли на занятие, чтобы прослушать лекцию ведущего научного сотрудника исторического отдела Нины Викторовны Холодковой «Архитектура Троице-Сергиевой лавры в советский период». Некоторые из собравшихся, чьё детство пришлось на первые годы послевоенного периода, сохранили в своей памяти образ Лавры той поры, когда в корпусах и стенах монастыря проживали люди, когда в Покровском храме, расположенном в Царских чертогах, был открыт театр, где ставились детские и взрослые спектакли, устраивались новогодние представления, проводились общегородские собрания и демонстрировались художественные фильмы.

Нина Викторовна начала свой рассказ с периода установления в городе советской власти. Трагические события начала 1920-х годов, обрушившиеся на Лавру, разворачивались стремительно: национализация лаврских помещений, закрытие храмов, изгнание монахов в Гефсиманский скит, вскрытие мощей преподобного Сергия Радонежского, сброс колоколов с колокольни – вызывали протест верующих. Созданная Комиссия по сохранению памятников искусства и старины, а затем Историко-художественный музей, который был открыт на территории Лавры в 1920-м году, в силу своих сил и возможностей пытались препятствовать разрушению, однако, это не всегда удавалось. Рассказ докладчика сопровождался показом документов и уникальных фотографий Лавры 1920-1950-х годов, фамилиями людей, спасавших культурное наследие монастыря, специалистов, создававших наш музей, занимавшихся реставрацией храмов и других архитектурных сооружений. Среди них реставраторы Трофимов Игнатий Викентьевич, Балдин Виктор Иванович, научные сотрудники нашего музея и многие другие люди, болеющие душой за сохранение богатого исторического и культурного наследия монастыря. Члены краеведческого клуба «Хронос» тепло поблагодарили Нину Викторовну Холодкову за очень интересный рассказ и высказали пожелание о дальнейшем сотрудничестве с музеем в проведении различных совместных мероприятий и лекций.

Напоминаем, занятия краеведческого клуба «Хронос» проводятся для всех желающих в третье воскресенье каждого месяца в 14.00 ч. в Краеведческом корпусе музея-заповедника или в библиотеке им. А.С. Горловского. Вход бесплатный.

Телефон для справок: 8 (496) 540-44-28 (музей). 8 (496) 542-39-48 (библиотека).

IMG_20210919_135824.jpg    IMG_20210919_140152.jpg

Руководитель краеведческого клуба «Хронос» Л.В. Гирлина.


08.09.2021 г.

Альбом «Традиционная одежда Рязанской губернии XIX–XX вв. в собрании Сергиево-Посадского музея-заповедника».

В Сергиево-Посадском музее-заповеднике 17 августа 2021 года открылась выставка «Рязанские мадонны. Традиционный костюм Рязанской губернии начала XIX – XX вв. в собрании Сергиево-Посадского музея-заповедника». Итогом многолетнего труда, связанного с изучением коллекций традиционной одежды центрального региона России, стал альбом «Традиционная одежда Рязанской губернии XIX – XX вв. в собрании Сергиево-Посадского государственного историко-художественного музея-заповедника», опубликованный в издательстве «Северный паломник» (автор текста – вед. научный сотрудник отдела «Русское народное и декоративно-прикладное искусство XVIII-XXI вв.» Г.В.  Соколова).

Сергиево-Посадский музей обладает одним из самых крупных и разнообразных собраний традиционной одежды Рязанской губернии XIX – XX веков (около 1000 предметов). В рязанскую коллекцию входят праздничные и траурные костюмные комплекты, женские и девичьи головные уборы, бисерные украшения, обрядовая и детская одежда. Часть экспонатов ранее была введена в научный оборот путём публикации в научных сборниках и популярных изданиях, экспонирования на временных выставках. Формируя состав альбома, автор ставил перед собой задачу дать представление о наиболее выразительных в художественном отношении традиционных комплектах и отдельных предметах одежды, аксессуарах, редких образцах узорного ткачества и вышивки, хранящихся в собрании СПМЗ. Предпочтение отдано наиболее архаичным формам, которые прослеживаются в крое или в украшении. Значительная часть предметов (свыше пятисот) составила иллюстративный ряд. Материал в альбоме расположен по региональному принципу. Он представляет традиционную крестьянскую одежду из пяти рязанских регионов, выбор которых обусловлен составом музейного собрания: Мещёрского края, Сапожковского, Михайловского, Ряжского и Скопинского уездов. Альбом состоит из введения, пяти глав, заключения и приложений. В приложениях – перечень экспедиций, словарь терминов, использованная литература, принятые сокращения.

Альбом скоро поступит в продажу в кассы музея. Следите за информацией в социальных сетях.

Cover-Ryazan'_Costyum-1_обложка.jpg

Ведущий научный сотрудник отдела «Русское народное и декоративно-прикладное искусство XVIII-XXI вв.» Г.В. Соколова.


ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА

ЗАГОРСК. 1941 год. Хроника к 80-летию разгрома немцев под Москвой.

16.08.2021 г.

1941 год. ИЮЛЬ

Через месяц после начала войны, в ночь с 21 на 22 июля фашисты начали бомбить Москву. Массовые налеты не прекращались ни на один день. Первый налет вражеской авиации на столицу продолжался пять часов. Московское небо озарило алое зарево пожаров. Его было видно даже на южной окраине Загорска в районе Клементьевки и с крыш высоких домов. Местные мальчишки, дежурившие на крышах, наблюдали картину воздушного боя, видели вспышки зенитной артиллерии и лучи прожекторов.

В городе ввели светомаскировку. С наступлением темноты – ни одного фонаря на улицах, ни одного светящегося окна в домах. Окна заклеивали крест-накрест бумажными лентами, чтобы защитить их от взрывной волны.

Все кирпичные здания на перекрестках оборудовали под огневые точки. Стены монастыря также подготовили для ведения боя. Фасады всех промышленных зданий и многоэтажных домов от фундамента до крыши покрасили маскировочной краской в серый, желтый и зеленый цвета. На крышах цехов ряда предприятий были нарисованы маленькие одноэтажные домики, деревья и садовые дорожки. Была уменьшена высота труб заводских котельных.

Однако самыми высокими объектами города оставались колокольня и купола соборов Троице-Сергиевой лавры. Они служили ориентиром для самолетов противника. Поступил приказ местной противовоздушной обороны (МПВО) в кратчайший срок убрать эти высокие ориентиры монастыря-крепости. Ставился даже вопрос о применении взрывчатки. К счастью, нашлись смельчаки, спасшие Лавру от взрыва и гибели. Ими оказались пять студентов-практикантов Московского архитектурного института и Ленинградской академии художеств. Одним из них был Виктор Балдин, впоследствии известный архитектор и реставратор.

Из воспоминаний В.И. Балдина.

«Времени было мало. Ставить леса и подмостки некогда, да и некому. В нашем распоряжении – только веревки и кисти. А куполов золотых немало: на Троицком и Успенском соборах, на Трапезной, Надвратной, Смоленской, Михеевской церквах, на Надкладезной часовне и Колокольне. Некоторые из них – огромных размеров: так диаметр купола Успенского собора - 15 метров, Троицкого – 7, высота золотой чаши с крестом на 88-метровой колокольне превышает 15 метров. И на закраску всех этих куполов нам дали немногим больше недели. Забирались на церкви по веревкам, привязав к поясу ведро с краской и на огромной высоте орудовали кистями, насаженными на длинные черенки. На купол Троицкого собора мы сшили огромный чехол из холста и затянули его канатом над карнизом главы. Маскировка была закончена к сроку и применять взрывчатку не пришлось».

На случай бомбежки, для ликвидации ее последствий и спасения людей в городе создали пожарную и аварийно-восстановительную команды. Были проведены работы по расчистке подвалов домов, в которых оборудовались бомбоубежища. Во дворах жилых домов, у детских садов и школ, всюду, где жили и работали люди, было вырыто около 700 щелей-укрытий для спасения горожан в случае внезапного налета вражеской авиации. У домов расставили ящики с песком и бочки с водой для тушения зажигательных бомб. Однако главные линии оборонительных укреплений возводились вокруг Москвы – сначала на дальних, потом на ближних подступах. На эту грандиозную стройку были призваны москвичи, жители Подмосковья и многих других городов. Работали в основном комсомольцы и молодежь, не достигшая призывного возраста.

Загорск направил на эту стройку 22 тысячи человек! От вражеской авиации столица оборонялась огнем зенитной артиллерии, истребительной авиацией и сетью дирижаблей воздушного заграждения. Был создан Особый Московский фронт противовоздушной обороны. В него входили авиационные части, зенитные, прожекторные, аэростатные службы, а также службы воздушного наблюдения, оповещения и связи (ВНОС).Сформировали их и в Загорске. На объектах Краснозаводска, ЗОМЗа, Скобяного поселка, других предприятиях и учреждениях города и района действовали штабы местной противовоздушной обороны (МПВО). Наблюдения велись с высоких точек, например, с колокольни Троице-Сергиевой лавры, с пожарных вышек и с постов службы ВНОС, окружавших Москву в радиусе до 200 километров. Они располагались на расстоянии 12-15 километров друг от друга, имели проводную и радиосвязь. На постах ВНОС несли службу в основном девушки в возрасте 17-20 лет. По их сигналу объявлялась воздушная тревога и приводились в действие все средства ПВО и МПВО – авиация, прожекторы, зенитные установки, аэростаты заграждения. Благодаря слаженности действий всей системы ПВО Москва не была разрушена.

Фото1.jpg         Фото2.jpg

Гирлина Лидия Васильевна, старший научный сотрудник отдела «История и культура Сергиево-Посадского края XIX-XX веков».

13.08.2021 г.

Из истории Смоленской церкви Троице-Сергиевой лавры.

Церковь Смоленской иконы Божией Матери (Одигитрии) была построена в 1746-1748 гг. Эти сведения имеются почти в любом путеводителе по Троице-Сергиевой лавре. Менее известны данные, что ей предшествовала другая – тоже Смоленская, а сначала была устроена Смоленская часовня.

На месте, где в настоящее время стоит Смоленская церковь, в первой трети XVIII в. располагалось несколько сооружений, среди которых находились Оружейная палата, кузница, две палаты, в одной из которых размещалась «поваренная для приготовления работным людям пищи», а в другой трапезная, где «тех работных людей кормили пищею». На стене одной из них имелся древний каменный образ Богородицы Одигитрии Смоленской.

Считается, что в 1730 г. псаломщик Кузьма Матвеев, страдавший сухорукостью, увидев во сне этот образ, после видения выздоровел. Ввиду особой важности данного события псаломщик даже был представлен императрице Анне Иоанновне. После «чуда исцеления», произошедшего от этой иконы, решено было построить во имя «оного чудотворного образа» храм.

Но сначала была устроена не церковь, а лишь часовня, у которой были «две стены дощатые», сооруженная, видимо, специально для названного образа. Возможно, это был своеобразный навес с двумя «дощатыми» стенками над иконой, помещенной на стене. А вскоре (между 1735 и 1737 годами) две из вышеупомянутых палат были приспособлены под храм.

Церковь, для которой не было возведено отдельного здания, в начале 1740-х годов «по прожекту отца наместника» собирались строить заново. На одном из сохранившихся проектных чертежей середины XVIII в. Смоленская церковь изображена крестообразным в плане сооружением. Любопытен не только план, но и фасад этой постройки. Это двухъярусное строение, фасад и купол которого выполнены почти так же, как фасад и купол, изображенной рядом колокольни, находящейся тогда еще в процессе строительства. Фактически отличие составляет количество ярусов: три у колокольни (тогда еще не существовало проекта ее надстройки до 5 ярусов) и два – у Смоленской церкви. Таким образом, Смоленская церковь должна была представлять собой своеобразную уменьшенную копию Колокольни, но крестообразную в плане (в отличие от квадрата Колокольни). К сожалению, до сих пор остается неизвестным, кто создавал этот проект Смоленской церкви, как неизвестно и то, почему он был изменен.

Существующий храм, имеющий в плане форму круга, кардинально отличающийся от проекта, был отстроен к осени 1748 г. По каким-то причинам отделка фасадов храма осталась незаконченной: у отстроенной Смоленской церкви установленные в кладку стен белокаменные блоки капителей пилястр остались незавершенными. Освящен храм был только через 5 лет после завершения строительства в присутствии императрицы Елизаветы Петровны.

В ранних документах у храма упоминаются три крыльца (южное, западное и северное). Но вскоре северное и южное крыльца были разобраны, и на месте дверей устроены окна. И с 1784 г. у храма было лишь одно западное крыльцо. Но в 1853-1854 гг. вместо него была устроена паперть (разобрана в 1940-х годах).

Крыльца были восстановлены в 1950-х годах. И что очень интересно – архитектор Б.Д. Комаров занимавшийся реставрацией церкви, нашел следы от четвертого крыльца с восточной стороны храма. Но никаких письменных свидетельств существования четвертого крыльца до сих пор не обнаружено. Оно было воссоздано по аналогии первых трех в 1977 г. под руководством архитектора В.И Балдина.

По завершении строительства стены храма, посвященного Смоленской иконе Божией матери церкви были покрашены в красный цвет. Но меньше, чем через 30 лет они получили голубой тон, который в традиционной трактовке церковной символики воспринимается Богородичным цветом и в полной мере соответствовал посвящению храма. Однако в 1823 г. его фасады были покрашены «розовою краскою». Розовыми или красными стены церкви оставались до 1964 г., когда под руководством архитектора В.И. Балдина их покрасили в тон голубоватому цвету стоящей рядом Колокольни. Но в 2011 г. стены церкви были окрашены в цвет разбеленной терракоты, который не соответствует ни первоначальному красному, ни посвящению храма Богородице.

К северу от Смоленской церкви располагалось кладбище, о

бнесенное оградой в 1841 г. В 1898 г. была выстроена новая ограда по проекту лаврского архитектора А.А. Латкова с огромными воротами из красного кирпича, которые довольно грубовато вписывались в монастырский ансамбль. (Разобраны были в 1940-х гг.)

Службы в Смоленской церкви прекратились, как и во всех храмах монастыря, после октябрьских событий 1917 г. Через 10 лет после закрытия Лавры на ее территории предполагали открыть дом отдыха «не менее чем на 500 человек». Для отдыхающих собирались приспособить Больничные палаты, а под – кухню Смоленскую церковь. Но это проект осуществлен не был.

До конца 1941 г. церковь была занята Загорским Отделением Загот-зерно. А после Великой Отечественной войны в ней разместили каменнорезную мастерскую Художественно-ремесленного училища № 59, созданного для подготовки специалистов-реставраторов. Ко времени передачи Смоленской церкви Московской Патриархии (1956 г.) ее помещение было занято фондами скульптуры Государственной Третьяковской галереи. Очень интересно, что некоторое время в ней хранились «ящики с Севастопольской панорамой».

В 1956 г. в храме взамен утраченного был установлен близкий по времени иконостас из московской церкви Параскевы Пятницы «что в Охотном ряду», разобранной во второй четверти XX столетия. Громадные работы по возобновлению позолоты иконостаса под руководством А.В. Бударина были проведены в 2014 г.

В 1961 г. в цокольной части храма была устроена небольшая крипта, где был похоронен митрополит Крутицкий и Коломенский Николай (Ярушевич).

С восточной стороны храма расположена ниша. Находилось ли в ней что-либо в начальный период – неизвестно. В более позднее время в ней было укреплено деревянное Распятие. А в 1979 г. была установлена каменная резная икона Богоматери Одигитрии Смоленской, которая является увеличенной копией каменной иконы XV в.

Образ Богоматери Одигитрии Смоленской, вырезанный из белого камня в XV столетии, ныне украшает экспозицию «Троице-Сергиева Лавра: архитектурный ансамбль, страницы истории XIV-XVIII вв.»

1. Смоленская церковь с западной папертью и Больничные палаты. Открвтка нач. XX в.  2. Смоленская церковь и ворота ограды кладбища 1898 г. выполненные по проету архитектора А.А.Латкова. Фото 1940-х годов  3. Смоленская церковь до и после 2011 г..jpg  4. деталь иконостаса Смоленской церви

Холодкова Н.В., ведущий научный сотрудник "История и культура Сергиево-Посадского края XIV-XX вв.".

15.04.2021 г.

Весной 2021 г. состоялась ежегодная национальная научная конференция «История Церкви: факт и мысль», посвященная 800-летнему юбилею со дня рождения святого благоверного великого князя Александра Невского. Организатором конференции была кафедра церковной истории Московской духовной академии.

В конференции приняло участие более семидесяти человек. С докладами выступили представители Московской и Санкт-Петербургской духовных академий, Смоленского и Орловского государственных университетов, Белорусского государственного университета, Николо-Угрешской духовной семинарии, а также независимые исследователи. От Сергиево-Посадского музея в ней приняли участие зав. историческим отделом Т.Ю. Токарева и ведущий научный сотрудник этого отдела Н.В. Холодкова.

Работа конференции была разделена на пленарное заседание и пять тематических секций, в одной из которых, посвященной истории Троице-Сергиевой лавры и Московской духовной академии, и были представлены сообщения музейных сотрудников.

В докладе Т.Ю. Токаревой «Новые данные по истории царского дворца (Чертогов) Лавры в конце XVII – начале XVIII в.» был представлен анализ сведений уникального источника по истории царского дворца – Описи Троицкого монастыря 1701 г. Исследование показало, что в конце XVII – начале XVIII в. дворцовый комплекс Троицкой обители представлял собой самостоятельный архитектурный ансамбль, состоявший из разнообразных сооружений, среди которых наиболее представительным был каменный дворец для государя – Чертоги. Это удивительное сооружение не являлось, как было принято считать до сих пор, самостоятельным зданием, поставленным «единым блоком под одну крышу».

В докладе Н.В. Холодковой «Митрополит Филарет и архимандрит Антоний о строительной деятельности ТСЛ» раскрыта тема руководства митрополитом и наместником строительной деятельностью в Троице-Сергиевой лавре, их отношение (порой, весьма противоречивое) к различным работам, производимым в монастыре. К сожалению, комплекс документов по этой теме сохранился не в полном объеме. Но тем ценнее представляются приводимые в докладе сведения из переписки Филарета о работах в обители. Ведь, они свидетельствуют, как говорил один из их современников, «очень наглядно о том, как быстро свевает у нас время исторические памятники ещё очень близкого былого и то, что, в конце концов, прочнее всего сохраняются они, все-таки, в письменном и изустном слове, как бы в насмешку над камнем, железом и бронзой».

Конференция прошла в формате ZOOM из-за сложной эпидемиологической ситуации в России.

Подробнее о мероприятии см на сайте МДА https://mpda.ru/news/sostojalas-ezhegodnaja-konferencija-istorija-cerkvi-fakt-i-mysl/

20210623_104359_.jpg


29.01.2021 г.

Издательство «Северный паломник» выпустило в свет книгу сотрудников научно-фондового отдела «Русское народное и декоративно-прикладное искусство XVII – XXI вв.» Горожаниной С.В. и Клыгиной И.С. «Шей да пори, не будет пустой поры…». Традиционный крой русского крестьянского костюма.

В издание включены редкие костюмные ансамбли и предметы одежды из коллекции нашего музея, которые отражают традиционные формы трех основных комплексов русского народного костюма (поневного, сарафанного и с юбкой-андараком).

В книге представлены точные схемы кроя подлинных музейных образцов народных костюмов, бытовавших на Европейской части страны, включая регионы Русского Севера, центральных и южных областей, Поволжья и Приуралья, а также схемы для вышивания, ткачества и вязания.

Познакомиться с книгой можно в библиотеке Сергиево-Посадского музея-заповедника (м/к «Конный двор»).

DSC08396.JPG

26 декабря 2020 г.

Светланой Валентиновной Горожаниной, заведующей отделом «Русское народное и декоративно-прикладное искусство XVIII–XXI в.» Сергиево-Посадского музея-заповедника, в онлайн-формате был прочитан доклад «Тайна матрешки и семь богов счастья» в рамках международного симпозиума, посвященного вопросам русско-японскому сотрудничеству в области народного и декоративно-прикладного искусства.

В симпозиуме приняли участие 70 человек из Японии и несколько слушателей из России – исследователи, коллекционеры традиционной игрушки, преподаватели университетов, любители и ценители народного искусства. Несколько месяцев ранее основные положения доклада С.В. Горожаниной были опубликованы в журнале «Eurasian Studies». No.63. Institute of Eurasia-n Studies, November, 2020 («Труды по евразиеведению». Токио: Институт евразиеведения. 2020, № 63. С.24-27). Тема доклада вызвала большой интерес японской аудитории, продолжительную дискуссию, которая длилась более двух часов.

    



22.11.2019 г.

В ноябре 2019 года вышел из печати второй номер научного журнала Московской духовной академии «Церковный историк». Главный редактор выпуска - кандидат богословия, профессор, заведующий кафедрой церковной истории А.К.Светозарский, ответственный редактор - старший преподаватель той же кафедры И.Е.Кожевников.
В номер вошли не только труды преподавателей и студентов Академии, но и статьи «союзников по науке» (как сказано на сайте кафедры церковной истории МДА). Среди них особо отмечены исследования сотрудников Сергиево-Посадского музея-заповедника. Авторами одной статьи, которая посвящена истории каменной иконы XV в. Богоматери «Смоленской», являются заведующая отделом «История и культура Сергиево-Посадского края» Татьяна Токарева и ведущий научный сотрудник того же отдела Нина Холодкова.  Вторая статья - Нины Холодковой - рассказывает о судьбе Царских Чертогов Троице-Сергиевой лавры в советский период.

21.11.2019 г.

20 ноября завершены работы по реконструкции средневековой печи, найденной в 2019 году на территории Троице-Сергиевой Лавры недалеко от Каличьей башни Подмосковной экспедицией Института археологии РАН под руководством А.В. Энговатовой и М.А. Курицына. Печь частично реконструирована архитектором Н.В. Патрикеевой при участии сотрудников археологического отдела музея, по образцу аналогичной печи XVI века, найденной в монастыре в 2017 году. Эта небольшая печь, топившаяся «по-чёрному», вероятно, использовалась для приготовления пищи строителями первой кирпичной стены монастыря XVI века.

12.11.2019 г. Подготовлен к печати новый альбом

Подготовлен к печати альбом  «Традиционная одежда Рязанской губернии XIX – XX вв. в собрании Сергиево-Посадского Государственного музея-заповедника» (автор – ведущий научный сотрудник отдела  «Русское народное искусство XVIII - начала ХХI вв.»  Г.В. Соколова).
Сергиево-Посадский государственный историко-художественный музей-заповедник обладает одной из самых крупных и разнообразных коллекций традиционной одежды  Рязанской губернии XIX –  XX в.  В настоящее время она насчитывает около 1500 предметов. Среди них: несколько десятков полных  костюмных ансамблей, до тысячи единиц отдельных предметов одежды (рубахи, понёвы, передники, шушки, шушпаны, нагрудники, сарафаны и др.), около шестидесяти головных уборов и их элементов и более восьмидесяти поясов. Дополнением костюмов служат различные аксессуары:  бисерные нагрудные и шейные украшения, бусы. В рязанскую коллекцию входит обувь (лапти, сапоги).
При подготовке данного издания было проанализировано свыше полутора тысяч единиц хранения, значительная часть которых (до пятисот) составил иллюстративный ряд. Формируя состав альбома, автор ставил перед собой задачу дать представление о наиболее выразительных в художественном отношении традиционных комплектах и отдельных предметах одежды,  аксессуарах, редких образцах узорного ткачества и вышивки, хранящихся в собрании СПМЗ. Предпочтение отдано одежде, сохранившей наиболее архаичные формы, которые прослеживаются в крое или в украшении. Альбом дополнен фотоснимками жителей в традиционных костюмах, выполненными  фотографом музея Г.Н. Плахутой во время экспедиции 1997 года.

         
01.11.2018 г.  

К юбилею Комиссии по охране Троице-Сергиевой лавры
Ровно сто лет назад, 1 ноября 1918 года, Всероссийская коллегия по делам музеев и охране памятников искусства и старины Народного Комиссариата Просвещения утвердила постановление о национализации Троице-Сергиевой лавры. С этого дня официально начала свою работу Комиссия по охране памятников искусства и старины Троице-Сергиевой лавры в составе И.Е. Бондаренко, Ю.А. Олсуфьева, П.А. Флоренского, М.В. Боскина, П.Н. Каптерева, Н.Д. Протасова, Т.Н. Александровой-Дольник. В 1920 г. им на смену пришли А.Н. Свирин, В.Д. Дервиз, В.И. Соколов, В.Ф. Мей, В.И. Хрустачев, продолжил работу Ю.А. Олсуфьев. Первые годы в состав Комиссии входили реставрационные группы по архитектуре, иконописи и шитью, командированные Музейным отделом Наркомпроса, и трудовая артель по охране Лавры, в которой к концу марта 1919 года состояло 116 человек братии монастыря.
Комиссия осуществляла свои полномочия до 1925 года, когда был сформирован административный аппарат Сергиевского историко-художественного и бытового музея. С первых месяцев и на всем протяжении ее деятельность определяли специалисты с университетским образованием, серьезной профильной подготовкой, наделенные высоким уровнем духовной и интеллектуальной культуры. Работая в содружестве, с полным пониманием конечной цели, они сумели сформулировать задачи музейного строительства, изложенные в Проекте музея Троице-Сергиевой лавры в ноябре 1918 года, и последовательно идти намеченными путями.
За годы работы Комиссии открыли двери первые музейные экспозиции – Древлехранилище (Ризница), музей Лавры в Митрополичьих покоях, Архитектурный отдел и др., сделаны научные открытия в реставрации древнерусской живописи и шитья, появились первые научные публикации памятников Троице-Сергиевой лавры. На основе монастырской документации был выявлен состав историко-художественного наследия, намечены основные направления научных исследований, предложены методики атрибуции, каталогизации и презентации памятников древнерусского искусства. Усилиями команды единомышленников, объединившихся вокруг проекта монастыря-музея, были заложены основы музейной деятельности, созданы условия для перехода церковного имущества в статус памятников культуры, о чем свидетельствует один из наиболее ранних и известных актов в сфере охраны наследия – декрет 1920 года «Об обращении в музей историко-художественных ценностей Троице-Сергиевой лавры».
постановление.jpg

фото 1

декрет.jpg

фото 2

 
древлехранилище.jpg

фото 3

 
М.А. Гаганова, ст.н.с. музея, кандидат исторических наук
  На фото:
1  Постановление о создании Комиссии по охране памятников старины и искусства Троице-Сергиевой лавры от 1 ноября 1918 г.,
2  Декрет СНК РСФСР о создании музея от 20 апреля 1920 г. Подписан председателем Совета Народных Комиссаров В.И. Ленином
3  Древлехранилище (Ризница). Фотография. 1920-е годы
06 июня 2018 г.


7.06.2018 г.  

Сегодня исполняется 9 дней со дня смерти Белобровой Ольги Андреевны.


Ольга Андреевна Белоброва
(28.08.1925 – 29.05.2018)
бел-3.jpg 
Коллектив Сергиево-Посадского музея-заповедника глубоко скорбит в связи с кончиной Ольги Андреевны Белобровой – крупного исследователя русской культуры, искусствоведа, музейного работника, литературоведа, текстолога, источниковеда. Она глубоко знала наше музейное дело. Ее имя навсегда вписано в историю Загорского (ныне Сергиево-Посадского) музея-заповедника, в который она  была приглашена в конце 1953 г., спустя некоторое время после окончания искусствоведческого отделения Ленинградского университета. С 1954 г. по 1964 г. Ольга Андреевна занимала в музее ответственную должность Главного хранителя.
Много сил и энергии она  отдала здесь организации и постановке на научную основу такой важной работы, как учет и хранение музейных ценностей. Заложенные ею традиции сохраняются до сих пор.
Ольге Андреевне принадлежит и честь возрождения в музее в 1950-1960–е  годы, вместе со своими коллегами, научно-исследовательской работы. Именно в Загорском музее-заповеднике появились её первые публикации по иконографии Максима Грека, о портретах видного политического и церковного деятеля XVII в. Дионисия Зобниновского, о посольстве константинопольского патриарха Филофея к Сергию Радонежскому, напечатанные в Сообщениях Загорского музея-заповедника в 1958 и 1960 г.
С 1964 г. Ольга Андреевна перешла на работу в Отдел древнерусской литературы Института русской литературы АН СССР (Пушкинский Дом), который возглавлял тогда Дмитрий Сергеевич Лихачёв. Здесь во всю силу проявился её творческий научный потенциал. Имя Ольги Андреевны Белобровой стоит в ряду самых выдающихся учёных и общественных деятелей Пушкинского Дома.
Свои связи с музеем она сохраняла до последних дней жизни: являлась членом Ученого совета музея, постоянным участником проводимых в музее научных конференций, юбилейных торжеств, помогала советами.
Светлая память об Ольге Андреевне -  Человеке с большой буквы: добром, честном, великодушном – навсегда останется в наших сердцах.

bel-1.jpgbel-2.jpg


14.04.2017 г.

Завершена работа над каталогом «Драгоценные панагии, иконы, образ-ки XVIII-XIX веков из собрания Сергиево-Посадского музея-заповедника». В течение пяти лет над ним работала заведующая отделом филиала СПМЗ «Ризница Троице-Сергиевой лавры» Л.А. Шитова. 

Большенство драгоценных наперсных знаков первоначально являлись собственностью выдающихся троицких священноархимандритов. Позже они были подарены в лаврскую ризницу при жизни или поступили туда после кончины владельцев по завещанию. Лаврское собрание панагий поистине уникально. В каталог вошло семьдесят семь произведений из золота и серебра, камня, кости, дерева, на каждый из которых был собран полный архивный материал из Вкладных и Описных книг архива Троице-Сергиевой лавры.

panag1.jpg               panag2.jpg


Исследование панагий ризничного собрания Троице-Сергиевой лавры, подтвержденное значительным документальным корпусом, дает уникальную возможность разобраться в терминологии и назначении, как статусных архиерейских панагий, так и личных наперсных икон-образков. В Новое время каждый драгоценный наперсный знак, выполненный, как правило, лучшими ювелирами, выражал стилистическое миропонимание своего времени.  
Настоящий каталог имел целью изучить и систематизировать панагии в хронологическом и тематическом контексте, осмыслив видовые особенности материала.