Размер
A A A
Цвет
C C C
Изображения
Вкл. Выкл.
Обычная версия сайта

История научно-исследовательской деятельности

В организации музея принимали активное участие выдающиеся представители отечественной науки и культуры: П.А. Флоренский, Ю.А. Олсуфьев, А.Н. Свирин, Т.Н. Александрова-Дольник, П.Н. Каптерев, И.Е. Бондаренко, Н.М. Щекотов, П.П. Муратов и другие. Ими был заложен прочный фундамент его научно-исследовательской деятельности.

Регистрация коллекций осуществлялась на основе их глубокого изучения. Описи, каталоги, обзоры выставок, статьи, доклады, исследования, путеводители, изданные в 1920-е годы тиражами от 100 до 500 экземпляров, являются в настоящее время библиографической редкостью и сохраняют свое научное значение. Тщательное и интенсивное обследование архитектурных памятников Троице-Сергиевой лавры позволило своевременно приступить к реставрационным работам.

Впоследствии научная работа в музее осуществлялась под руководством Ученого Совета, созданного в 1939 году. В разные годы в него входили известные отечественные ученые: А.В. Арциховский, И.Э. Грабарь, С.В. Бахрушин, Т.В. Николаева, М.А. Ильин, Г.И. Вздорнов, М.А. Некрасова, Э.А. Смирнова, О.А. Белоброва, Н.А. Маясова и другие. 

1.1920-г.jpg
2.1925 г.jpg
3.-1939-г.Сотр.jpg

Значительный вклад в научно-исследовательскую деятельность внесли сотрудники, пришедшие в музей в 1940-1950-е годы – Ю.А. Лебедева, Н.А. Маясова, Т.В. Николаева, И.И. Бурейченко, О.А. Белоброва, О.Н. Есипова, О.В. Круглова, Л.Э. Калмыкова, Т.Н. Кедрова, Е.Н. Клитина, Л.Н. Бойкова.

Благодаря их усилиям были возобновлены музейные издания, которые явились результатом серьезных исследований по вопросам ранней истории монастыря, отдельным памятникам и коллекциям. Большая работа коллектива по исследованию древнего лаврского наследия нашла свое обобщение в солидной монографии «Троице-Сергиева лавра. Художественные памятники» (М., 1968 г.).

После длительного перерыва был издан фундаментальный каталог «Произведения мелкой пластики XIII-XVII вв. в собрании музея» (Т.В. Николаева, Загорск, 1960), являющийся до сих пор основополагающим в изучении этого своеобразного вида древнерусского искусства. В последующие годы каталогизация коллекций становится главной в научной деятельности музея. Эта работа охватывает все разделы собрания. На ее основе постоянно издаются каталоги, альбомы, статьи. 

6.--.jpg
5.1950-.jpg

Интересными музейными изданиями отмечены 1970-е годы. Все они были следствием серьезной собирательской и исследовательской работы предшествующих десятилетий. В этот период были опубликованы разнообразные по своему характеру каталоги и альбомы каталожного типа по отдельным выставкам (Калмыкова Л.Э. «Русское народное гончарство». М., 1976; Круглова О.В. «Русские прялки». М., 1971).

Одним из лучших изданий этого времени стала работа О.В. Кругловой «Русская народная резьба и роспись по дереву» (М., 1974), вместившая богатейший материал, собранный ею в экспедициях по нашим северным областям, где предметы повседневного крестьянского быта предстают подлинными произведениями искусства.

В последующие годы вышла целая серия серьезных каталогов, явившихся результатом научного изучения ряда коллекций, – тверской вышивки (Калмыкова Л.Э. Народная вышивка Тверской земли. Л., 1981; Калмыкова Л.Э. Тверская вышивка в собрании Загорского музея. М., 1982), народного искусства Пензенской области (Жигулева В.М. Народное искусство Пензенской области. М., 1989), дымковской игрушки (Водяева Л.Г. Дымковская игрушка в собрании Загорского музея. М., 1981).

8.--.jpg
7.-.jpg
9.---.jpg

Каталоги Л.Э. Калмыковой «Русское гончарное искусство XIX- начала XX вв.» (М., 1976) и «Народное гончарство Московской области XIX- начала XX вв.» (М., 1995), составленные на основе экспедиционных материалов, сообщают ценнейшие сведения о произведениях, их назначении, мастерах, центрах производства. 

Обширные сведения о музейных художественных собраниях содержат альбомы «Чукотско-эскимосское искусство» (Фисинина А.К. Л., 1981), «Народное искусство Тверской земли» (Калмыкова Л.Э., 1981). Большой научный интерес представляет собрание хлопчато-бумажных платков конца XIХ – начала ХХ вв., опубликованное в каталоге «Русские ситцевые платки XIХ – начала ХХ вв. в собрании Сергиево-Посадского государственного историко-художественного музея-заповедника» (авторы: С.В. Горожанина, В.М. Жигулева, Л.М. Зайцева. М., 1994). Сотрудники музея участвуют в проектах многих издательств. В последние годы издательством "Интербук-бизнес" были выпущены книги по народному искусству и ДПИ, подготовленные сотрудниками этого отдела. Среди них альбом Н.В.Толстухиной и Т.А. Полосиновой "Павловопосадские шали" (М.,2007(совместно с ОАО «Павлопосадская платочная мануфактура»), альбом-каталог Н.В. Толстухиной "Городецкая роспись" (М., 2008), книга С.В.Горожаниной "Русская матрёшка" (М., 2012).

Параллельно с народным искусством шло активное изучение древних коллекций. Этим памятникам по-прежнему уделялось большое внимание в обобщающих исследованиях Т.В. Николаевой и Н.А. Маясовой, ушедших из музея в 1960-х годах. В 1977 году был издан каталог Т.В. Николаевой «Древнерусская живопись Загорского музея» (М., 1977), в котором уточнялась атрибуция многих произведений.

10.--.jpg
9.1980 г..jpg
11.---.jpg


Он и сейчас представляет интерес обширностью сведений, приведенных из различных исторических источников. Представления о собрании иконописи были дополнены в 1980-1990-е годы исследованиями Е.Г.Новосельской и Л.М. Воронцовой, которые ввели в научный оборот памятники, поступившие в музей в период 1950-х – начала 1990-х годов, а также многие интересные произведения древнего лаврского собрания, отреставрированные к этому времени.  (Воронцова Л.М. Альбом-каталог «Иконы Сергиево-Посадского музея-заповедника. Новые поступления и открытия реставрации». Сергиев Посад. 1996.)

В 1983 году вышел в свет альбом-каталог Т.Н. Манушиной «Художественное шитье Древней Руси в собрании Загорского музея» (М., 1983), где впервые была опубликована вся коллекция орнаментального шитья XV-XVII вв., произведения которой получили полную научную атрибуцию на основе Вкладных книг и Описей Троице-Сергиева монастыря. 

С конца 1970-х годов в публикациях постоянно находят отражение вопросы исследования монастырских документов, древних рукописей, памятников книжной культуры (работы Е.Н. Клитиной, Т.А. Попеску, Б.М. Клосса, С.В. Николаевой, Л.А. Кириченко). Огромное значение для отечественной исторической науки имело издание Вкладной книги Троице-Сергиева монастыря XVII века (М., 1987) – уникального источника, как по истории складывания монастырских художественных коллекций, так и по истории средневековой культуры Северо-Восточной Руси. Данное издание подготовили: О.А. Белоброва, Е.Н. Клитина. Т.В. Николаева, Т.Н. Манушина, Л.М. Спирина, Г.А.Макаровская, М.С. Сысоева.  С.В.Николаевой и Л.А.Кириченко издана "Кормовая книга Троице-Сергиева монастыря 1674 г. Исследование и публикация."( М., 2008.) 

12.1970 г..jpg
12.--.jpg
13.-.jpg

Большой интерес специалистов вызвал каталог Л.М. Спириной «Книги кириллической печати XVI-XVIII вв. Загорского историко-художественного музея-заповедника» (М., 1981). В музейной практике это был тогда едва ли не единственный случай обработки подобной коллекции, которая сложилась, в основном, в 1950-е – 1970-е годы в результате экспедиционного обследования церквей Московской области.

С конца 1970-х годов, после долгого перерыва, продолжилось исследование малоизученных коллекций русского искусства XVIII – начала ХХ вв. Первой работой в этом направлении стал каталог О.А. Адамайтис «Русская керамика XVIII –ХХ вв.» (М., 1976), знакомивший с небольшим собранием фарфора, включавшим произведения известных русских заводов. В последующие годы эта коллекция выросла почти вдвое, пополнившись главным образом произведениями второй половины XIХ – начала ХХ вв., привезенными из экспедиций. Результатом работы стала серия выставок и каталог, подготовленный О.И. Зарицкой и Л.А. Шитовой «Фарфор, фаянс. Новые поступления 1978-1985 гг.». Огромную ценность для исследователей ему придают таблицы марок фарфоровых заводов, встречающиеся на вновь поступивших произведениях. 

К настоящему времени проведена научная систематизация сложной, в плане атрибуции, коллекции живописных эмалей XVIII – начала ХХ вв. Итогом работы явился каталог Л.А. Шитовой «Живописные эмали в собрании Загорского музея-заповедника». В последующих работах Л.А. Шитовой предприняты интересные попытки концептуального осмысления развития отдельных эмальерных школ: троицкой (ТСЛ), ростовской, их взаимоотношений. Завершением изучения русских икон явилась книга Шитовой Л.А. Русские иконы в драгоценных окладах. Конец XVII - начало XX в. Сергиев Посад, 2005 г. - 224 с.; 304 цв.ил. (текст на русском и английском языках). 


15.-.jpg
16.1970-е г.jpg
14-.jpg

Своеобразие имеющейся в музее коллекции золото-серебряного кружева отражает каталог Г.К. Барановой «Золото-серебряное кружево XVII- начала ХХ вв. в собрании Сергиево-Посадского музея» (М., 1993). Введение в научный оборот неизвестной ранее коллекции, несомненно, послужит дальнейшему изучению еще недостаточно исследованной области золото-серебряного кружевоплетения. Полную научную обработку получила коллекция художественного литья из чугуна, сложившаяся в музее благодаря целенаправленному комплектованию, в каталоге Г.П. Черкашиной «Художественное литье из чугуна XIХ – ХХ вв.» (М., 1998).
Экспедиции, проводившиеся с 1953 г. по сбору предметов народного искусства и художественных промыслов, по обследованию церквей, археологические (с 1980-х годов) дали богатейшие поступления разнообразных экспонатов, отсутствовавших прежде в музейном собрании. 

Исследовательская работа коллектива находит свое выражение в регулярно проводимых конференциях, на которых обычно происходит первая публикация работ научного коллектива. В настоящее время конференции по различной тематике проводятся ежегодно. Международное признание получили такие конференции, как «Каменный век европейских равнин» (1997), «Троице-Сергиева Лавра в истории, культуре и духовной жизни России» (1998, 2000, 2002, 2004, 2006, 2008, 2010, 2012, 2014,2016,2018), «Народная культура и православие» (2003). 

17.--.jpg
19. 600-лет Сергию.jpg
18.--.jpg

Доклады, зачитываемые на конференциях, и составляют основу сборников научных «Сообщений», возобновленных музеем с 1990 г. Были изданы: «Древнерусское и народное искусство» (М., 1990); «Сергиево-Посадский музей-заповедник. Сообщения 1995» (М., 1995), «Русское народное искусство. Сообщения 1996» (М., 1998), «Труды по истории Троице-Сергиевой Лавры» (М., 1998), «Сергиево-Посадский историко-художественный музей-заповедник. Сообщения 2000» (М., 2000), «Сергиево-Посадский историко-художественный музей-заповедник. Сообщения 2005» (М., 2005). К 90-летию музея вышел юбилейный сборник сообщений («Сергиево-Посадский историко-художественный музей-заповедник. Сообщения 2010» (Сергиев Посад, 2010) и т.д. Значительное число различных сообщений, докладов печатается сотрудниками музея в сборниках известных исследовательских учреждений.

Среди изданий последних лет большое место занимают каталоги временных выставок, как в самом музее, так и вне его стен, в том числе и за рубежом. За период 1991-1999 гг. было издано 12 каталогов. Среди них такие как «Преподобный Сергий Радонежский в произведениях русского искусства XV – XIХ веков» (М., 1992), «Сокровища музеев Подмосковья» (М., 1996), «Иконы и рукописи из сердца России» (Голландия – Утрехт, 1999), «Современный художественный металл и камень» (Сергиев Посад, 1996) и многие другие.  

Все большее развитие получают совместные выставочные проекты, всегда сопровождающиеся серьезными научными каталогами. Самые значительные из них это – «Сокровища музеев Подмосковья» (1996, Москва – Государственная Третьяковская галерея), «Блеск Русского двора» (1999, Италия – Турин) совместно с музеями-заповедниками «Царское село» и «Павловск», «Иконы и рукописи из сердца России» (1999, Голландия-Утрехт) совместно с Государственным Историческим музеем и Музеем им. Андрея Рублева; «Троице-Сергиева лавра и русские государи: реликвии и художественные сокровища» (2002, Москва – Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль»), «Преподобный Сергий Радонежский – великий подвижник земли Русской» (2004, Военно-исторический музей-заповедник «Куликово поле»). 

22.--.jpg
20.-.jpg
24.-.jpg

Результатом изучения истории Сергиева Посада и окрестностей стали книги К.А. Филимонова (при участии сотрудников музея В.А. Ткаченко и С.В. Горожаниной) «Сергиев Посад» (1998, 2002) и «Хотьково» (2002, 2004) выдержавшие уже несколько изданий, а также серии брошюр Л.М. Спириной (Покровский монастырь в Хотькове. Сергиев Посад, 1996), Н.В. Хруновой (Спасо-Вифанский монастырь. Сергиев Посад, 1997), Т.Ю. Токаревой (Приходские церкви Сергиева Посада. Сергиев Посад, 1997), К.А. Филимонова (Новая Гефсимания. М., 2000). В 2007 году вышел обобщающий альбом К.А. Филимонова «Возвращение к вере. Храмы Сергиево-Посадского района» (М., 2007), в издании которого принимали участие многие сотрудники музея. Результатом коллективного творчества сотрудников музея явилось издание книги "Сергиев Посад. Взгляд сквозь века" (Сергиев Посад, 2009). Книга богата фактическим материалом, в ней около 700 иллюстраций. 

Значительную часть музейных изданий представляет различного рода просветительская литература: путеводители, проспекты, буклеты по музею, отдельным экспозициям и выставкам. Издания, публикации – это лишь видимая часть той многогранной научной работы, которую ведет музей. Результаты ее постоянно находят отражение в системе экспозиций и выставок.

Особый интерес представляют крупные, совместные с музеями РФ, выставочные проекты, в том числе и международные, такие как «Святая Русь» (Москва, ГТГ - 2011 г., С.-Петербург, ГРМ - 2012 г.), «Андрей Рублёв. Подвиг иконописания. К 650-летию рождения художника» (Москва, ГТГ – 2010-2011 г.), «Русские и немцы: 1000 лет истории искусства и культуры» (Москва, ГИМ – 2012 г.), «Обратная перспектива, предметный мир восточного и западного христианства XIX-XX вв.» (Суздаль, 2013 г.), «И свеча не угасла…К 700-летию преподобного Сергия» (Сергиев Посад, 2014 г.). Выставка “Иван Грозный и Алексей Тишайший: диалог двух государей” (2015 г.), выставка «Гессенские принцессы в российской истории» - совместный российско-германский выставочный проект. (2017-2018 гг.), выставка "Сокровища музеев России" (2018-2019 гг.).


23.-..jpg
25.700-лет Сергию.jpg
27-Конф-IX.jpg

В 2014 году музей торжественно отметил 700-летию прп. Сергия Радонежского. Была создана выставка «И свеча не угасла..», которая впервые объединила произведения XV – начала XXI в., посвященные Св. Сергию, из 11 музеев РФ. Сотрудниками музея были подготовлены четыре книги: Альбомы «Выступивший из границ времени: Преподобный Сергий Радонежский в сочинениях и произведениях искусства XIV-XX века». М., 2013 и «В похвалу преподобному Сергию». М.: Лето, 2014; Альбом-каталог «Преподобный Сергий Радонежский. Образ простоты, правды, святости. Иконография XV-XX века». М.:Лето, 2014, и Каталог выставки И свеча не угасла...».

В 2017 г. в музее прошла выставка "Пафос и символы эпохи", посвящённая 100-летию Октябрьской революции.
29-и-свеча-не-угасла-2014-г.jpg
28-10-конференция-ТСЛ-2016г.jpg
30-пафос-и-символ-2017.jpg
Изданы новые книги, автором которых являются сотрудники музея: каталог «Русская традиционная одежда Тамбовской губернии конца XIX- начала XX в. в собрании СПМЗ». М.:Северный паломник, 2018, автор В.М. Жигулёва; альбом «Понева и юбка в южнорусском костюме». М.: Бослен, 2018, 3 а.л., 296 пред., автор Жигулёва В.М.; книга «Троице-Сергиева лавра в зеркале XX века: святыня, памятник, музей-заповедник (факты и документы)». М.: Древлехранилище, 2018. 312 с. + илл. автор Гаганова М. А.

В 2019 году в помещениях Ризничного корпуса завершились ремонтно-реставрационные работы, и открылась новая экспозиция «Реликвии и сокровища Троице-Сергиева монастыря XI-XVII веков». По словам министра культуры Московской области Нармин Ширалиевой, присутствовавшей на открытии,  «поход в Ризницу станет для каждого незабываемым погружением в историю».

костюм-тамб016.jpg
ризн-1.jpg
обложка-гаганова012.jpg


Литература
1. Сб. докладов на конференции, посвященной 100-летию со дня рождения В.И. Ленина. – Загорск, 1970.
2. Юбилейный выпуск газеты «Вперед» к 70-летию музея. 1990, № 55 (11900). Отв. за выпуск Г.В. Чехомова. Авторы статей: Т.Н. Манушина, Л.М. Спирина, А.А. Павловская, Е.В. Куценко, Л.А.Шитова, В.М. Жигулева, Л.Э. Калмыкова, С.В. Горожанина.
3. Э.С. Смирнова. К 70-летию Сергиево-Посадского историко-художественного музея-заповедника. /Древнерусское и народное искусство. Сообщения Загорского музея-заповедника. – М.: Наука, 1990. - С. 3-6.
4. Т.Н. Манушина. К 75-летию Сергиево-Посадского историко-художественного музея-заповедника. /Сергиево-Посадский музей-заповедник. Сообщения. 1995. – М., 1995. - С. 5-9.
5. Т.Н. Манушина. К 80-летию Сергиево-Посадского историко-художественного музея-заповедника. /Сергиево-Посадский музей-заповедник. Сообщения 2000. – М.: Подкова, 2000. – С. 3-14
6. Т.Н. Манушина. К 85-летию Сергиево-Посадского историко-художественного музея-заповедника. /Сергиево-Посадский музей-заповедник. Сообщения 2005. – М.: Индрик, 2006.- С. 5-9.
7. Т.Н. Манушина. Научно-просветительная работа музея Сергиево-Посадского музея-заповедника. /Сергиево-Посадский музей-заповедник. Сообщения 2005. – М.: Индрик, 2006.- С. 297-312.
8. Т.Н. Манушина. С.В. Николаева. От составителей / Сергиево-Посадский музей-заповедник. Сообщения 2010. – Сергиев Посад: Ремарко, 2010.- С. 3-6.
9. М.С.Трубачёва. Комиссия по охране памятников старины и искусства Троице-Сергиевой Лавры 1918-1925 гг. Музей-5. М.: Советский художник, 1984.- С. 152-164.
10. Т.Н. Манушина. С.В. Николаева. От составителей / Сергиево-Посадский музей-заповедник. Сообщения 2015. – Сергиев Посад: Ремарко, 2015.- С. 5-9.