Сбор предметов народного искусства
Сергиево-Посадский музей-заповедник – один из немногих сохранивших традицию систематических экспедиционных обследований погасших, тлеющих и еще живых очагов народного искусства Европейской России. Экспедиции и в настоящее время – источник пополнения коллекций народного искусства. В 1950-1960-е годы О.В. Кругловой и Л.Э. Калмыковой были изучены северные, северо-западные и верхневолжские регионы России. Экспедиции всегда проводились комплексно: исследовались все виды народного искусства. Планомерно и последовательно изучалась одна или несколько близлежащих областей, тщательно разрабатывались маршруты, рассматривались источники и литература по истории сел, промыслов. На местах скрупулезно выявлялся целый комплекс сведений, необходимых для научной атрибуции произведений.
Большое значение придавалось картографированию центров народного искусства. Подобная методика дала возможность, во-первых, собрать коллекцию народного искусства, включающую почти все его виды; во-вторых, дать каждому экспонату довольно точный научный паспорт; в-третьих, использовать собранный материал для аннотации других собраний. В результате экспедиционной деятельности к концу О.В. Кругловой и Л.Э. Калмыковой музей к концу 1970-х годов стал обладателем одной из лучших коллекций северных прялок, тверской и новгородской вышивки, народной набойки и гончарства.
С начала 1980-х годов активизировалось изучение южнорусских и центральных областей. Эффективность работы увеличилась после того как музей стал выделять специальный транспорт. Прежде всего, это отразилось на комплектовании коллекции керамики. В результате удалось собрать редкую по составу, полноте и декоративным качествам коллекцию народной керамики Московской и Владимирской областей. Разнообразные по форме и декоративным качествам, изделия гончаров были привезены из Пензенской, Тамбовской и Рязанской областей.
Экспедиции в южнорусские регионы имели свои специфические особенности. Эти районы отличаются чрезвычайной этнической пестротой. Однодворческое население, обслуживавшее южные засечные линии формировалось как из представителей славян, живших с этих краях с VI-VII вв., так и переселенцев по царским указам из центральных губерний, а также мордвы, мещеры, казачества и даже, как свидетельствуют источники, из поляков и литовцев. В сохранении глубинных традиций огромную роль сыграли старообрядцы, которые трудно шли на контакт.
Экспедиции 1990-х и последующих лет имели еще одну сложность. Сотрудникам музея приходилось приобретать вещи у владельцев, которые зачастую или не имели необходимой информации о предметах, или она была неточной. Поэтому все сведения приходилось многократно перепроверять. За период 1980-1995 гг. сотрудниками музея В.М. Жигулевой, С.В. Горожаниной, Л.М. Зайцевой, Е.Л. Кобылиной, Г.В. Соколовой, Г.П. Черкашиной были обследованы Пензенская, Тамбовская, частично Рязанская, Курская, Белгородская области, а также Приуралье. Собран обширный вещевой материал (пензенская коллекция – более 900 ед.хр., тамбовская – свыше 600, рязанская – около 1000, столько же – курская, белгородская, приуральская), который расширяет сложившиеся представления о народном искусстве исследуемых регионов, заставляет пересмотреть отдельные моменты его развития, провести дополнительную атрибуцию хранившихся в музее экспонатов.
Привезенные из экспедиций произведения позволили увидеть и оценить такое яркое художественное явление народной культуры региона, впитавшей в себя черты южновеликорусской, северовеликорусской и однодворческой художественной традиции. Многие из приобретенных ансамблей одежды являются уникальными. В настоящее время музей обладает одной из самых крупных коллекций траурного женского костюма конца XIX- начала ХХ столетий.
С 2001 по 2006 гг. состоялись экспедиции в Самарскую (Л.М. Зайцевой и Т.А. Полосиновой), Архангельскую и Вологодскую области (С.В. Горожаниной и Л.М. Зайцевой), Рязанскую ((Г.В. Соколовой и В.В. Мирошиной), Липецкую, Орловскую, Тульскую (В.М. Жигулевой и В.В. Мирошиной), Нижегородскую (С.В. Горожаниной и Т.А. Полосиновой) области. Коллекция пополнилась более 500 произведениями народных мастеров, выполненными из дерева, металла, глины, текстиля.
К настоящему времени благодаря экспедиционным привозам Сергиево-Посадский музей-заповедник располагает одной из наиболее полных в стране коллекций народного гончарства, первоклассной коллекцией игрушки и скульптуры, южнорусского женского костюма, вышивки и ткачества, архитектурной резьбы и русского художественного дерева XIX- ХХ вв. Главное достижение сегодняшнего дня – сохранение преемственности в работе. Коллекции, привезенные из экспедиций, постепенно систематизируются и вводятся в научный оборот. За последнее время изданы каталоги, альбомы, опубликованы статьи и сообщения, устроено несколько выставок, на которых представлялись собранные коллекции.