Размер
A A A
Цвет
C C C
Изображения
Вкл. Выкл.
Обычная версия сайта
2022 год
«Пейзажи горячей иглой». К 150-летию со дня рождения В.И. Соколова
(21 апреля 2022 - 19 декабря 2022) (м/к «Конный двор»)
«Всегда будь готов!». К 100-летию создания пионерской организации
(21 мая 2022 - 10 апреля 2023) (Краеведческий филиал)
«Петр I и Троице-Сергиев монастырь»
(11 июня 2022 - 8 января 2023) Экспозиционно-выставочный комплекс «Ризница Троице-Сергиевой лавры». Выставочный зал
Выставка «Дом Живоначальной Троицы». К 600-летию главного храма Троице-Сергиевой лавры
(23 июля 2022 - 15 января 2023) (Музейный комплекс «Конный двор»)
«Осенний салон - 2022». Живопись, графика, скульптура
(16 сентября 2022 - 6 ноября 2022) (Главный корпус музея)
«Форма творчества». Выставка керамики Наталии Бодриковой
(2 ноября 2022 - 20 ноября 2022) (Музейный комплекс «Конный двор», Восточный корпус)
«Без границ и переводов. К 100-летию образования СССР»
(1 декабря 2022 - 26 февраля 2023) (Филиал Художественный)
«Подарок к Рождеству. Игрушка и скульптура Александра Варганова»
(8 декабря 2022 - 15 января 2023) (Музейный комплекс «Конный двор»)
Выставка «Собаки вывели меня в люди. К 150-летию со дня рождения М.М. Пришвина»
(4 февраля 2023 - 28 мая 2023) Восточный корпус музейного комплекса «Конный двор»
Выставка «Рождественские и новогодние праздники в Старом городе»
(29 ноября 2023 - 28 января 2024) (Краеведческий корпус)

Архив выставок в музее

Выставка «Ваше Величество Женщина... Образ женщины в произведениях искусства XVIII – XXI вв.»

Сергиево-Посадский музей-заповедник впервые обращается к экспонированию в одном пространстве разновременных и разнохарактерных женских образов и творчества женщин-художников. Выставка объединяет произведения нескольких исторических периодов, в основном, XIX – 80-х годов XX века, а также отдельные экспонаты XVIII и начала XXI века. Сергиево-Посадский музей-заповедник представляет коллекции изобразительного и декоративно-прикладного искусства из своих фондов, живопись и фотографии из собрания Музея-заповедника «Абрамцево», а также экспонаты из частных коллекций, главной темой которых стали женские образы, в том числе созданные художниками-женщинами. Среди них малоизвестные произведения известных мастеров и работы неизвестных авторов. Многие экспонаты «открываются» посетителям впервые. Благодарим директора Музея-заповедника «Абрамцево» Е.К. Воронину и заместителя директора по научной работе Е.Н. Митрофанову за поддержку и участие в проекте.

 ***

Социальный статус женщины в обществе был различным в разные исторические эпохи, особенно стремительно он менялся в XX веке. Женщины добились полного юридического равенства в правах с мужчинами почти во всех странах мира, им открыты практически все профессии и виды социальной деятельности. Но во все времена и у всех народов неизменным было обращение к женскому образу как воплощению красоты жизни, гуманистического и духовно-нравственного начала в обществе. Женщина всегда была «эстетическим объектом», ее образ с древнейших времен является одним из самых главных в литературе, во всех видах искусства и культуре в целом. Как «субъект эстетического», автор художественных произведений, женщина также проявляет себя уже «на заре» цивилизации (в первобытном обществе именно она занимается изготовлением глиняных сосудов с орнаментальным декором, придумывает и отливает из металла ювелирные украшения). Женщины-авторы литературных и художественных произведений известны и в античные времена, и в эпоху Возрождения, и в Новое время, но это лишь единицы, представлявшие скорее исключение, нежели правило. Большинству женщин до конца XIX века общественное устройство и мораль позволяли проявлять свои творческие способности в замкнутом мире семьи, в занятиях шитьем, домашним рукоделием и музицированием (в исключительном, почти двусмысленном, положении находились актрисы). Женщина оставалась музой, «объектом», вдохновлявшим художников и поэтов. Только в XX веке с его социальными потрясениями, войнами, техническим прогрессом, радикально изменившими мир, кардинально изменилось и место женщины в культуре, значимую роль в развитии искусства стали играть авторы-женщины.

Женщины различных эпох и сословий: царственные особы, помещицы и купчихи, горожанки, модницы и скромные домохозяйки, художники и актрисы; идеальные красавицы и реальные лица двадцатого века, - все они с любовью и восхищением воплощены в классических произведениях мастеров XVIII – первой половины XX века и в работах современных художников. Среди них произведения известных живописцев И.Н. Никитина, К.А. Коровина, А.А. Киселева, И.И. Бакала, В.Ф. Мэя, А.М. Герасимова, М.К. Соколова, К.В. Жуковича, А.Г. Лысенко, П.Н. Крылова, С.А. Чуйкова, А.Н. Богданова, Н.И. Барченкова, Е. Журухина, И.Т. Сандырева, А.В. Ремнева запечатлевших своих современниц. Это персоны, оставившие свой след в истории и культуре России, и образы родных и знакомых художникам женщин, и воплощения идеальной мечты авторов, и образы-символы.

Значительную часть экспозиции составили произведения неизвестных художников XVIII - XIX веков. Ими, очевидно по заказу Троице-Сергиевой лавры созданы портреты цариц, образцами для которых, как правило, служили полотна известных европейских мастеров. Это и полупарадные портреты Екатерины II, на которых государыня предстает во всем своем имперском величии; и загадочный романтический образ «царственной» монахини Евдокии Лопухиной (первой супруги Петра Великого). Мария Федоровна (супруга Павла I) запечатлена художником в расцвете своей молодости, эта счастливая красавица имела склонность творчеству: одной из первых освоила только что появившуюся в России технику пастели, занималась росписью по стеклу и токарным искусством. Портрет ее невестки, супруги Александра I, Елизаветы Алексеевны, написан лаврским художником по оригиналу Жана-Лорана Монье (1807 г.). Несмотря на то, что, уровень исполнения копии далек от оригинала, неизвестному мастеру удалось передать женственный нежный образ императрицы, восхищавшей своей грацией и образованностью многих, включая историка Н.М. Карамзина. Елизавета Алексеевна поддержала супруга в грозном 1812 г., по праву разделив его славу: на знаменитом полотне «Спаситель Европы» она изображена вместе с императором. Неизвестные провинциальные художники запечатлели облик обитательниц усадеб и небольших уездных городов, чьи имена затерялись во времени, также как имена авторов произведений. Мы видим галерею женских образов, «лишенных» контекста их конкретных судеб, что позволяет сосредоточиться на «непосредственном впечатлении» от безымянной модели, ее облике и характере, которые удалось передать анонимному автору.

Большинство жанровых картин разного времени объединяет тема дома и семьи, счастье и покой которых хранит и воплощает женщина. На выставке им отведено обособленное пространство, подчеркивающее их камерный характер.

Творчество женщин-художников на выставке представлено в живописных произведениях и некоторых видах декоративно-прикладного искусства (фарфоре, стекле, дизайнерском костюме). Женские образы, созданные авторами-женщинами, заслуживают особого внимания. Это, своего рода, «взгляд изнутри», визуализированное «самопознание»: вдумчивое, серьезное, драматичное, тонкое лирическое и ироничное. Произведения Н.А. Удальцовой, Е.А. Малеиной, Н.А. Егоршиной, Е.П. Беляевой, Т.М. Мавриной, М.В. Ломакиной, Е.А. Ястребовой, Н.С. Корневой разделяют десятилетия, различны их судьбы и манеры письма, но все они являются яркими самобытными личностями, чье творчество уже стало культурным достоянием и вошло в музейные собрания.

Образ женщины и в искусстве, и в жизни всегда ассоциировался с природой, особенно с цветами. Не случайно, многие цветы являются символами добродетели, а многие женские имена происходят от названий цветов. Гармоничным дополнением портретных и фантазийных женских образов стали на выставке корреспондирующиеся с ними по времени и стилю живописные натюрморты с цветами, в том числе написанные авторами-женщинами. Портреты красавиц XIX века были неотъемлемой частью украшения дворянских усадеб и городских особняков, атмосферу которых позволяют почувствовать предметы интерьера: фарфоровая пластика, с сюжетными композициями, соответствующими теме выставки, камерная скульптура, декоративные вазы и подсвечники.

С античных времен художники обращались к женским образам, создавая аллегории различных качеств и понятий. На выставке иллюстрируют это явление несколько гравюр XIX века, выполненных по произведениям известных европейских художников и изданных в Париже, Лондоне, Риме, Дрездене: «Надежда», «Блаженство», «Элегия», «Тщеславие», а также ставший поэтической легендой сюжет «Данте и Беатриче». Символические женские образы, созданные в изобразительном искусстве, «поддержаны» в экспозиции редкими фотографиями из коллекции Музея-заповедника «Абрамцево» с изображением известных актрис Русской частной оперы С.И. Мамонтова: Т.С. Любатович, Н.И. Забелла-Врубель, В.Н. Петровой-Званцевой, Е.Я. Цветковой, А.М. Пасхаловой, запечатленных в сценических образах.

Высшим символом священной женственности в мировой культуре стал образ Богоматери. На выставке представлено редкое произведение - эскиз мозаики «О тебе радуется, Благодатная…», созданный В.М. Васнецовым для Георгиевского собора в г. Гусь Хрустальный. Образ Богородицы, ведущей и спасающей Россию, и сегодня олицетворяет и любовь, и надежду, и веру. В экспозиции этот образ «сопровождают» «образы» розы – символа Богоматери – созданные А.Н. Орловым.

Для выставки из многотысячной коллекции декоративно-прикладного искусства Сергиево-Посадского музея отобраны произведения только из стекла и фарфора, материалов, своей изысканной красотой «созвучных» женскому образу: прозрачность стекла и белизна фарфора, их изящная пластика и нарядный декор порождали множество поэтических сравнений с обликом и характером женщины. На выставке представлены произведения только авторов-женщин. Это работы «классиков», самых известных художников знаменитых предприятий России второй половины XX века (стекольный завод «Красный май», Гжельский, Дулевский, Ленинградский, Хайтинский фарфоровые заводы): С.М. Бескинской, Н.П. Матушевской, Л.Г. Грошковой, Е.С. Жигалкиной, О.М. Кобылинской, Л.П. Азаровой, А.Д. Бржезицкой, Г.И. Соркиной, Н.Н. Роповой, Н.П. Славиной, Э.И. Еропкиной, И.С. Олевской, Р.Г. Алешиной. Их творчество во многом определило направление работы ведущих предприятий страны в 1960 – 1980-годы, и оказало влияние на развитие этих видов декоративно-прикладного искусства в целом. Произведения этих художников стали гордостью собрания Сергиево-Посадского музея и многих музеев России.

В облике женщины не последнюю роль играли ее «облачения», ткани и одежда, а их создание было также сферой ее творчества; искусство декоративных тканей и авторских моделей представлены на выставке несколькими работами М.Э. Орловой.

Образ и роль женщины в искусстве – тема необъятная, ее всестороннее освещение вне формата одной экспозиции. Выставка «Ваше величество Женщина…» представляет лишь отдельные ее аспекты на основе небольшой части коллекций Сергиево-Посадского музея-заповедника и Музея-заповедника «Абрамцево».

Зам. генерального директора по научной работе Светлана Викторовна Николаева.


Репортажи об открытии выставки

ТК «Культура»


ТК «Тонус»


Н.И. Уткин. По картине В. Боровиковского. Гравюра. <br> Портрет Екатерина II в Царскосельском парке. 1827 г. Неизвестный художник. Портрет императрицы Марии Федоровны. XIX век. Холст, масло Неизвестный художник. Портрет бабушки издателя А.А. Александрова Т.Ф. Цуриковой. XIX в. Холст, масло В.Ф. Мей. Портрет жены в интерьере. 1922 г. Холст, масло. С.К. Гончаров. Таня. 1969 г. Е.П. Журухин. Девушка с цветком. 1965. Холст, масло Е.П. Журухин. Молодая женщина и георгины. 1973. Оргалит, масло Скульптуры «Пряха, играющая с кошкой». Нач. XX в. Германия и «Спящая в кресле». Нач. XX в. Западная Европа Еропкина Э.И. Скульптуры «Гандболистка», «Гимнастка». 1977 г. Бисквит. <br> ЛФЗ им. М.В. Ломоносова Соркина Г.И. Скульптура «Вундеркинд». 1984 г.  <br> Дулёвский фарфоровой завод им. газеты «Правда» Бржезицкая А.Д. Скульптура «Ночная сцена» из ансамбля «Принцесса Турандот». 1972 г.  <br> Дулёвский фарфоровой завод им. газеты «Правда»