Размер
A A A
Цвет
C C C
Изображения
Вкл. Выкл.
Обычная версия сайта

Интересно об экспонатах

Антиминс. Плат примирения


В исторической экспозиции Сергиево-Посадского музея в зале, рассказывающем об осаде Троицкого монастыря поляками в 1608-1610 гг., представлен антиминс 1619 г.
Антиминс ([то, что] вместо престола) – это прямоугольный плат, освященный и подписанный епископом, на котором совершается Божественная литургия.
Казалось бы, на первый взгляд ничем не примечательный кусок холста с надписью, является уникальным документом, связанным не только и Троице-Сергиевым монастырем, но и с историей страны. К тому же он относится к древнейшему типу антиминсов. Более поздние антиминсы, как правило, имели, кроме надписи, изображение положения Христа во гроб.
Антиминс предназначался для освящения деревянной церкви Преподобного Сергия в селе Деулино, которая была поставлена в честь заключения перемирия «промеж … государств Московским и Польским» на 14,5 лет.
Надпись на антиминсе сообщает, что выдан он «при державе» царя Михаила Федоровича, при патриархе Филарете (Романове) архимандритом Троице-Сергиева монастыря Дионисием (Зобниновским). Все люди, чьи имена упоминаются в тексте, тесно связаны с историей России. Судьба каждого из них заслуживает отдельного повествования.
Михаил Федорович – первый царь из рода Романовых. Его отец – Филарет (в миру Федор Никитич) Романов. Митрополит Филарет, плененный поляками (1611 г.), был освобождён 1 июня 1619 г. (в порядке обмена пленными) в соответствии с условиями Деулинского перемирия 1618 г. В конце месяца совершилось наречение его в патриарха Московского и всея Руси. И не исключено, что наш антиминс является одним из первых источников, где Филарет упомянут, как патриарх.
Еще одно имя на антиминсе – архимандрит Дионисий. После осады с блеском выдержанной защитниками, монастырь принял живейшее участие в созыве народных ополчений для освобождения от врагов. Дионисий посылал свои грамоты в «смутные города», призывая к объединению для борьбы с врагом.
В 1618 г. к обители вновь переместился центр военных действий. К монастырю подошло войско польского королевича Владислава.
Когда встал вопрос о месте для переговоров о перемирии, деревня Деулино была выбрана, как одинаково удаленное место от Троицы, где стояло русское посольство, и от лагеря неприятеля, расположенного в Сватково.
Соглашение о перемирии, заключённое 1 декабря 1618 г. между Русским царством и Речью Посполитой, завершило войну, длившуюся с 1609 г. за территории современных России, Украины и Белоруссии. Деулинское перемирие является крупнейшим успехом Речи Посполитой в противостоянии с Русским государством, т.к. в числе условий Россия уступала Польше следующие города: Смоленск, Рославль, Путивль, Новгород-Северский, Чернигов и другие. Перемирие было досрочно нарушено Россией в 1632 г. с началом Смоленской войны.
Тем не менее, перемирие было очень важным для нашей страны: оно ознаменовало отказ Речи Посполитой от продолжения интервенции в Россию и подвело итог многолетней Смуте в Русском государстве.
Поэтому и была возведена церковь во имя Преподобного Сергия в месте подписания договора. Село даже получило название Мирное, но оно не прижилось.
Деревянная Сергиевская церковь была неотапливаемой и в 1849 г. священник обратился в Учрежденный собор Лавры с просьбой устроить к ней придел для служения в нем в зимнее время. При осмотре церкви начальством под престолом в жестяном ковчежце был найден антиминс с именем архимандрита монастыря Пр. Дионисия. Митрополитом Московским Филаретом была наложена резолюция: «как антиминс уже не в употреблении и найден не на престоле, а под престолом в невидном месте, то нельзя неопасаться, чтобы сия святыня и древняя достопамятность не подверглась намеренной утрате». Им было предписано передать его в Лавру для хранения с ризничными предметами, принадлежавшими Преподобным Сергию и Никону Радонежским «в соответственном хранилище под стеклом». А поскольку древняя церковь «есть памятник мира и избавления отечества от врагов и бед» и достойна «неизменного сохранения» без перестроек, было предписано построить не придел к ней, а поставить рядом новую каменную теплую церковь.
Так антиминс, как наибольшая ценность, «по предосторожности против утраты», был помещен в ризницу в главный шкаф, а в Деулинскую церковь «для памяти» был передан «засвидетельствованный список находящегося на сем антиминсе надписания».
Каменная церковь во имя Спаса Всемилостивого Нерукотворного Образа, построенная в 1850-1953 гг., стоит в селе и поныне, а деревянная церковь Сергия сгорела в 1865 г.
Ведущий научный сотрудник  отдела «История и культура Сергиево-Посадского края XIV - начала XX века» » Н.В. Холодкова.