Размер
A A A
Цвет
C C C
Изображения
Вкл. Выкл.
Обычная версия сайта

Интересно об экспонатах

Три надвратных храма Троице-Сергиевой лавры на макетах XV, XVI и XVII веков. К 100-летию музея

В залах исторической экспозиции Сергиево-Посадского музея-заповедника представлены макеты, показывающие развитие архитектурного ансамбля Троице-Сергиева монастыря в XV, XVI и XVII веках. Выполнены они по проекту архитектора В.И. Балдина. Территория монастыря на них показана обнесённой крепостной стеной: деревянной в XV столетии и каменной – в более позднее время. Во все периоды, отраженные на макетах, над входными вратами в обитель показаны надвратные церкви: Дмитрия Солунского (XV в.), во имя Пр Сергия (XVI в.) и Рождества Иоанна Предтечи (XVII в.). И в истории каждой из этих церквей имеются вопросы, на которые до сих пор нет определённого ответа.

В литературе утвердилось мнение, что над воротами еще древней деревянной ограды стояла деревянная же церковь Дмитрия Солунского. Освященная в честь патрона великого князя Дмитрия Ивановича Донского, считается, что она была воздвигнута едва ли не самим основателем обители Сергием, «как выражение особенной духовной любви Преподобного к своему государю».


церковь-Дмитрия-Солунского-на-макете-XV-в.jpg

  Церковь Дмитрия Солунского на макете XV в.

В начале XVI в., еще при деревянной монастырской ограде над главным входом, в монастырь была поставлена каменная церковь во имя Пр. Сергия с приделом Василия Парийского. По одной версии считается, что при строительстве нового надвратного храма Дмитриевская церковь была разобрана, по другой – сохранена и поставлена к Сергиевской церкви вторым приделом, а в период шестнадцатимесячной осады Троицкого монастыря поляками в 1608-1609 гг. – разобрана на дрова.

Между тем исследователь Б.М. Клосс предполагает, что церковь Дмитрия Солунского была сооружена не в XV в., а в период короткого царствования Лжедмитрия I (1605 г.), небесным покровителем которого также являлся этот святой. И в результате возникает вопрос: существовала ли вообще хоть какая-то церковь на воротах древней ограды, а если таковая и была – какому святому была посвящена?

Сергиевская церковь была заложена в октябре 1512 г. В храме с юга был устроен придел Василия Парийского – патрона великого Московского князя Василия III. К этому времени Василий III закончил строительство Государева двора в Новом селе Александровском и украсил новыми постройками свой Троицкий путь. Святые ворота с церковью Сергия, по мнению архитектора В.В. Кавельмахера, были одними из них. Освящен храм был 15 декабря 1513 г. в присутствии великого князя.

Сергиевская церковь – «первая… и единственная именинная церковь 34-летнего Василия III», правившего к моменту ее заложения 8 лет. «Постройкой на воротах церкви своего имени Василий III брал монастырь под свою защиту».

Сергивская-церковь-на-макете-XVI-в.jpg

                                        Сергиевская церковь на макете XVI в.

Храм, видимо, был достаточно большим. Предполагаемые большие размеры Сергиевской церкви неудивительны. Ведь она – третий каменный храм в монастыре после Троицкого собора и Духовской церкви, построенных в XV в. Только через 30 с лишним лет после нее была сооружена первая (несохранившаяся) церковь над гробом Пр. Никона Радонежского.

Придел Василия Парийского существовал с момента строительства храма. В 1550-х гг. произошло его переосвящение. И пока нет ответа на вопрос, почему это было сделано. Связано ли это с тем, что церковь подверглась каким-то переделкам, может быть в связи с постройкой каменной ограды 1540-1550 гг., возможно некий пожар нанес ущерб храму. Такие предположения выдвигали разные исследователи, но окончательного ответа на этот вопрос пока нет. Придел был ликвидирован в период 1641-1657 гг., почти на полстолетие раньше разборки самого храма (1692/93 гг.). Таким образом, отсутствует целый пласт в истории памятника.

В 1693-1699 гг. возводится существующая Предтеченская церковь. Строится она на средства Григория Дмитриевича Строганова (1656 - 1715), который с 1688 г. единолично владел огромными Пермскими, Зауральскими, Сольвычегодскими, Устюжскими и Нижегородскими землями. За достаточно короткий срок на его средства в его вотчинах сооружают четыре храма. Все эти постройки возводились последовательно – заканчивалось строительство одного храма и начиналось возведение нового.

Надвратный же Предтеченский храм, возведенный на средства Строганова Г.Д. в особо почитаемом месте – Троице-Сергиевом монастыре – стоит особняком среди этих построек. И строится он не после завершения очередной постройки, а в то время, когда шло возведение церкви в Нижнем Новгороде.


Предтеченская-церкрвь-на-макете-XVII--в.jpg

                                         Предтеченская церковь на макете XVII  в.

Надвратная церковь в Троицкой обители несколько скромнее прочих зданий, выстроенных по заказу Строганова. Это более каноничный по своей архитектуре храм, стоящий в главном монастыре России. В своих же землях Строганов имел большую свободу действий.

У Г.Д. Строганова, видимо, была личная заинтересованность в возведении храма в Троицком монастыре не только в силу знатности обители. Исследователь А.В. Чекмарев обратил внимание, что около Успенского собора были погребены отец и сестра Строганова – «именитый человек Дмитрий Андреевич Строганов, и дочь его Пелагея». Возможно, что выбор места для строительства был обусловлен именно этой причиной.

Вместе с тем нельзя не обратить внимание на еще одно обстоятельство. В 1692 г. было завершено строительство Трапезной, возводившейся по велению Петра и Ивана Алексеевичей на монастырские средства. И, возможно, желание Строганова построить храм в месте, где были захоронены близкие люди, было поддержано Петром I. Ведь Григорий Дмитриевич, который, как и его предки, поддерживал царя в его свершениях не только делами, но, главное, финансово.

Очевидно, что время строительства Предтеченской церкви определялось обстоятельствами, а не спонсором, поэтому и строились одновременно Строгановские храмы – в Нижнем и в Лавре.

Предтеченская церковь – наименее обследованный и изученный памятник из всего монастырского ансамбля. До сих пор неизвестно, сохранились ли какие-либо элементы древней Сергиевской церкви в существующем храме, и если сохранились, то какие.

Так каждый из надвратных храмов Лавры имеет свои загадки, ответы на которые, возможно, найдут будущие исследователи.


Ведущий научный сотрудник отдела «История и культура Сергиево-Посадского края XIV - начала XX века» Н.В. Холодкова.