Интересно об экспонатах
Скульптура «Ночная сцена» из ансамбля «Принцесса Турандот». А.Д. Бржезицкая. 1972 г.
На выставке «Ваше Величество Женщина... Образ женщины в произведениях искусства XVIII – XXI вв.» представлена скульптурная композиция «Ночная сцена» из сюиты «Вахтанговцы. Принцесса Турандот» из собрания Сергиево-Посадского музея-заповедника, выполненная талантливой художницей А.Д. Бржезицкой. Чтобы полнее раскрыть замысел этого произведения, оценить его художественные достоинства, предлагаем погрузиться в историю, совершить виртуальное путешествие во времени и перенестись ровно на 100 лет назад.
1922 год. Москва.
Театральный мир будоражит. В Третьей студии МХТ (впоследствии Государственный академический театр имени Е. Вахтангова) прошла премьера спектакля «Принцесса Турандот», который стал последней прижизненной постановкой известного режиссера Евгения Багратионовича Вахтангова и едва ли не самым ярким событием театральной жизни Москвы 1922 года. Спектакль был создан по мотивам сказки итальянского писателя и драматурга Карло Гоцци. В нем рассказывалась история благородного принца Калафа влюбленного в красивую, но капризную китайскую принцессу Турандот, не желавшую выходить замуж и ставившую перед назойливыми женихами почти невыполнимое условие – отгадать три труднейшие загадки.
Спектакль превратился в настоящую легенду. О нем говорили не только в жизни, но и на страницах литературных художественных произведений. Так, именно на него отправились герои романа Вениамина Каверина «Два капитана» - Катя и Саня. «Мы встретились в театре на «Принцессе Турандот». Катя достала три билета — третий для Нины Капитоновны». Писатель не указывает в романе название театра. А зачем? Его и так все знают. Ведь в начале 1920-х годов о спектакле Вахтангова говорила вся Москва – от искушенных театральных критиков до простых московских школьников. Читаем роман дальше…. «В нашей школе много говорили о «Принцессе Турандот» и даже пытались поставить. Гришка Фабер утверждал, что в этой пьесе все мужские роли написаны для него, как нарочно». (В.А. Каверин «Два капитана»).
1922 год. Асте Бржезицкой 10 лет. Девочке удалось попасть на спектакль. Сильные эмоции, вызванные гениальной постановкой, возможно, зародили в юной творческой душе интерес к театру, который с годами перерос в страстную любовь и одну из главных тем в творчестве. Посвятив себя искусству фарфоровой пластики, Аста Бржезицкая, оставила в своем художественном наследии немало воплощенных в керамическом материале образов популярных актеров и театральных сцен.
1963 год. Москва.
Второе рождение спектакля. Уже известный скульптор Дулёвского фарфорового завода Аста Давыдовна Бржезицкая старалась не пропускать ни одного представления. В одном из газетных интервью она призналась, что посмотрела спектакль 27 раз! Постепенно вынашивая идею создания скульптур по мотивам спектакля, А.Б. Бржезицкая в итоге выполняет большую многофигурную композицию «Вахтанговцы. Принцесса Турандот», состоящую из шести скульптурных групп: «Калаф и Император», «Панталоне», «Бригелла», «Принцесса и рабыни», «Маски» и «Ночная сцена».
В «Ночной сцене» изображен один из заключительных эпизодов, когда Турандот подсылает к Калафу своих служанок и невольниц (Скирину, потом Зелину, потом Адельму), которые хитростью пытаются выведать его имя. Последовательные по развитию сюжета три отдельные сцены в работе А.Д. Бржезицкой объединены в единую пластическую форму.
Впитав в себя эстетику этого театрального действия, прочувствовав нюансы игры актеров, скульптор постаралась воссоздать особую атмосферу знаменитого спектакля, наделить фарфоровые изображения индивидуальными характеристиками, в которых зритель смог бы узнать не только самих персонажей, но и игравших их актеров. А состав спектакля был поистине звездным!
В центре скульптурной группы кокетливо изогнув стройный стан, стоит очаровательная Зелима (Екатерина Райкина). Справа, замыкая композиционное пространство строгой вертикалью, буквально застыла, завернутая в полосатую ткань, волевая и страстная Адельма (Людмила Максакова). На ложе в царственной позе возлежит утонченный Калаф (Василий Лановой). Слева, протягивая принцу блокнот, хитростью побуждая вписать в него свое имя, присела на колени Скирина (Ирина Бунина). Кстати, в блокноте действительно написано имя, но не Калафа, а самой Асты Бржезицкой (она любила пошутить и «не выдала» принца).
Мы ждем вас в музее, чтобы «вживую» увидеть «Ночную сцену» и другие произведения знаменитых художников-фарфористов.
Илл. 1-3. Бржезицкая А.Д. Скульптура «Ночная сцена» из ансамбля «Принцесса Турандот». 1972 г. Фарфор; роспись надглазурная. Дулёвский фарфоровой завод им. газеты «Правда».
Заведующая сектором н/ф отдела «Русское народное и декоративно-прикладное искусство» – Т.А. Полосинова.