Размер
A A A
Цвет
C C C
Изображения
Вкл. Выкл.
Обычная версия сайта

Интересно об экспонатах

Платок «вилюшечками»

В экспозиции «Мир русской деревни» Сергиево-Посадского музея-заповедника, расположенной в музейном комплексе Конный двор, можно увидеть красный ситцевый платок конца XIX в. с густым орнаментом из желтых вьющихся стеблей на среднике и кайме, который в народе ласково называли «вилюшечками». Вдоль края каймы на одном из углов сохранилась трудно читаемая надпись – «Тов – во Ман – ры С. Посылина в Шуе». Это клеймо предприятия, выпустившее данный платок. Такие клейма, которые раскрывают место и время производства, встречаются довольно редко. Данный экспонат был приобретен в 2003 г. научной экспедицией Сергиево-Посадского музея по обследованию Рязанской области.

DSC09305.JPG

Экспонат. Платок «вилюшечками». Конец XIX в. Город Шуя.

Город Шуя относился к Владимирской губернии, которую нередко называли Русским Манчестером за бурное развитие текстильной и ситценабивной промышленности. В конце XIX – начале XX в. фирма Посылиных была одна из крупных в Шуе: ей принадлежало 5 фабрик и 150 столов для ручной печати.  Их изделия широко продавались по всей России, выставлялись на ярмарках Москвы и Санкт-Петербурга.  Посылины имели правительственные награды, право печатания на своих платках государственного герба.

Родоначальником династии был Иван Максимович Посылин, основавший в 1820 г. мануфактуру Степана Ивановича Посылина, владельцами которой были четыре брата. В 1883 г. было образовано новое Товарищество мануфактур Степана Посылина, клеймо которого напечатано на платке, находящемся в экспозиции музея в настоящее время.

Следует отметить, что красные платки у русских крестьянок считались праздничными и пользовались повышенным спросом. Особенно их любили девушки и молодые женщины. Пожилые, в силу возраста, не имели права носить яркие одежды и платки.  Манера ношения платков была различна. Девушки часто складывали платок в несколько слоев пластом и завязывали спереди под подбородком. Сзади они выпускали косу с лентой на конце. Замужние женщины, которые по традиции должны были закрывать свои волосы, часто носили одновременно два платка. Один, более тонкий, светлого тона сворачивали на угол  и завязывали концами назад. Второй, более яркий, – концами наперед. В южнорусских губерниях женщины, только что вышедшие замуж, красными ситцевыми платками дополняли свадебные сороки, кокошники и  чепцы, которые носили по большим праздникам до рождения первого ребенка.


Ведущий научный сотрудник отдела «Русское народное и декоративно-прикладное искусство XVIII-XXI вв.» В.М. Жигулёва.