- Филиал «Ризница Троице-Сергиевой лавры»
- Митра. Россия. 1620-е годы - середина XVIII века
- Икона с изображением «Святой Троицы»
- Икона-реликвия «Явление Богоматери преподобному Сергию Радонежскому». XVI в.
- Монеты Монгольской Народной Республики (1924-1992)
- Литургический комплект второй половины XVIII века
- Музейный корпус «Конный двор»
- Скатерть «Урожай». Л.С. Шаховская. 1970-е годы
- Прибор «Учалтан». А.Г. Магометов. Начало 1970-х гг.
- Блюдо «Загорск». Автор - В.Н. Гориславцев. 1970 г.
- Игрушка «Троице-Сергиева лавра»
- Матрёшка «Осень». С.Л. Нечаев. 1980 г.
- Композиции «Цветы Луны». С.М. Бескинская. 1968 г.
- Скворцы и смородина. Комплект мебели работы хохломских мастеров
- Жницы. В.П. Нечаева. Начало 1960-х годов
- Шкатулка «Гадание». Фабрика Лукутиных. 1880-1890 - е годы
- Скульптура «Ночная сцена» из ансамбля «Принцесса Турандот». А.Д. Бржезицкая. 1972 г.
- Панно «Автобиография Мазина». 1937 г.
- Выдающиеся мастера знаменитого промысла. Пенкина Зоя Васильевна (1897- 1988). Мужичок с ноготок. 1974 г.
- «Полкан-Китоврас»
- Художник - гравер Е.П. Шильниковский
- Блюдо «Загорск». Г.Я. Дегтярев. 1986 г. Хотьково.
- Дымковские игрушки мастерицы Елизаветы Ивановны Пенкиной
- Геологическая стальная трость из Златоуста
- Игрушка «Физкультурная площадка». А.И. Мардашов. 1930-е гг.
- Шкатулка «Вставай, страна огромная»
- «Генералы русской армии 1812 года»
- Декоративные тарелки «Снежная зима».Ю.П. Леонов. 1990-е гг.
- Моцарт в музее
- История одного подноса
- Тайна матрешки, или Семь Богов счастья
- Игрушечный театр «Пряничный домик»
- Дорого яичко ко Христову дню
- Искусство г. Златоуста. Творчество Г. Берсенева. К 100-летию музея
- Тарелка из сервиза ордена Святого апостола Андрея Первозванного (Андреевский сервиз)
- Панно «Былое время». И.А. Мазин. Середина 1930-х годов
- «Олимпийский талисман». Е.П. Регунова. 1978 г.
- Панно «Грибная пора». Черткова В.А. 1989 г.
- Настольная скульптура «Памятник Минину и Пожарскому»
- Коробка «Дух предков». Н.М. Зиновьев. 1943 г.
- Стакан с изображением пейзажа. А.П. Вершинин
- Матрёшка «Космонавт». Ю.В. Дмитриев. 1987 г.
- Подносное блюдо с видом Троице-Сергиевой лавры. Мастер Цырюльников. 1890 г.
- Портал «Охрана границ СССР» («Погранохрана»). В.П. Ворносков. 1937 г.
- Панно «Дружба народов». З.А. Вараксина.1967 г.
- Гуляющий кавалер
- Скульптура «Кормилица с детьми». 1930-е годы. Е.И. Пенкина
- Сувенирные платки-каре
- Сундучки и шкатулки «с морозом» из Великого Устюга
- Конь и птица
- Без хлеба сыт не будешь
- «Мать Покров, покрой землю снежком, а меня, красну девицу, женишком»
- Головные уборы с рожками
- «Скатерть шита – бранная». Скатерти-столешники Тамбовской губернии начала XX века.
- Светцы. XVIII – XIX вв. Русский Север, Приуралье
- Пинежские и лешуконские зимние вещи. Архангельская губ. Начало XX века
- Платок «вилюшечками»
- Свадебный головной убор «поднизь»
- Мочесник с надписью
- Медведь-улей
- Женский традиционный свадебный костюм Вологодской губернии. К100-летнему юбилею музея.
- Свадебные полотенца Каргопольского уезда Олонецкой губернии
- Праздничный головной убор и «большой наряд» девушки брачного возраста Русского Севера
- Ниточки вьются, поясочки ткутся
- Занимательные экспонаты из коллекции древностей финно-угров
- Покров. Крест на Голгофе. Первая четверть XVII в. Мастерские Троице-Сергиевого монастыря (?).
- Портрет митрополита Платона. Конец XVIII века
- Картина «Троице-Сергиев монастырь в XVI в. Вид с запада» на экспозиции «Троице-Сергиева Лавра: архитектурный ансамбль, страницы истории XIV-XVIII вв.»
- Чертёж из архитектурного альбома Троице-Сергеевой лавры. XVIII в.
- Чаша с именем царя Ивана Грозного и царевича Федора Ивановича
- Икона Кирилл Белозерский – вклад царицы Анастасии и княгини Ульяны Углицкой
- Макет Духовской церкви. 1951 г. Скульптор Ольга Петровна Барановская
- Братина. Серебро. Первая половина XVII века. Россия.
- Пушка-фальконет
- Картина «Архимандрит Дионисий (Зобниновский) вручает грамоту воину». К 100-летию музея
- Портрет императрицы Елизаветы Петровны
- «Братина добра человека»
- «Троицкий чеснок»
- Антиминс. Плат примирения
- Покров Федора Борисовича Годунова. К 100-летнему юбилею музея
- Икона «Обитель Преподобного Сергия Радонежского». К 100-летию музея
- Надгробие книгохранителя Феодорита. К 100-летию музея
- Царские чертоги Троице-Сергиевой лавры на чертеже XVIII в. К 100-летию музея
- Три надвратных храма Троице-Сергиевой лавры на макетах XV, XVI и XVII веков. К 100-летию музея
- Портрет царицы Евдокии Федоровны Лопухиной. К 100-летию музея
- Модель полевой бронзовой пушки 1668 года. К 100-летию музея
- Аксонометрия Троице-Сергиевой лавры И.В. Трофимова. К 100-летию музея
- Каменная икона Смоленской Божией Матери. К 100-летию музея
- Корбуха – загородное имение Троице-Сергиевой лавры XVIII в. К 100-летию музея
- Солнечные часы. К 100-летию музея
- Оклад Смоленской иконы Божией Матери. К 100-летию музея
- Трапезная Троице-Сергиева монастыря 1469 года – прототип Грановитой палаты Московского Кремля? К 100-летию музея
- Пушки. Конец XVII века. Швеция. Чугун, литье
- Изразец с церкви Зосимы и Савватия
- Шлем. Западная Европа
- Первый памятник императору Павлу I
- Главный корпус
- Лист «Новая архитектура». Кузьмин В.И.
- «Зима». Ястребова Е.А.
- Панно «Проводы». Данилов О.Ю.
- «Робот». Топорков А.А.
- «Золотое ожерелье». М.В. Ломакина
- Картина «Политические весы»
- Краеведческий корпус
- Сервиз чайный, конец XIX в. с. Вербилки, Дмитровский уезд
- Волшебный фонарь
- Кукла-пупсик. К 100-летию музея
- ППШ – (Пистолет-пулемет Шпагина). К 100-летию музея
- Экспонат под номером один краеведческой коллекции, К 100-летию музея
- Миниатюрный флакон для духов. К 100-летию музея
- Флакон для духов «Пиковая дама». К 100-летию музея
- Чайная пара. К 100-летию музея
- Дед Мороз из 60-х годов прошлого века
- Свадебные предметы начала XX в.
- Фотографии Виктора Фёдоровича Бокова и его семьи. К 110-летию со дня рождения
- Выставка «Шедевры Императорской Академии художеств». Из коллекции Музея Академии художеств
- Иван Петрович Аргунов (1729–1802). Портрет Петра Борисовича Шереметева. Выставка «Шедевры Императорской Академии художеств»
- Владимир Лукич Боровиковский (1757–1825) Евангелист Марк. Выставка «Шедевры Императорской Академии художеств»
- Василий Григорьевич Худяков (1826–1871) Портрет Ивана Ивановича Шувалова. Выставка «Шедевры Императорской Академии художеств»
- Григорий Григорьевич Чернецов (1802–1865). Вид в окрестностях Петербурга. Выставка «Шедевры Императорской Академии художеств»
- Трофим Феодорович Дурнов (1765–1833) Избиение младенцев. Выставка «Шедевры Императорской Академии художеств»
- Петр Васильевич Басин (1793–1877). Отрок Иисус, беседующий во храме со старцами. Выставка «Шедевры Императорской Академии художеств»
- Иван Иванович Шишкин (1832–1898). Дуб в парке Старого Петергофа. Выставка «Шедевры Императорской Академии художеств»
- Иван Алексеевич Иванов (1779–1848). Парадная лестница Академии художеств. Выставка «Шедевры Императорской Академии художеств»
- Ян (Иван) Францевич Ционглинский (1858–1913). Овчая купель. Выставка «Шедевры Императорской Академии художеств»
- Богдан (Иоган Готлиб) Богданович Вениг (1837–1872) (?). Великая княгиня Софья Витовтовна на свадьбе великого князя Василия Темного в 1433 году срывает с князя Василия Косого пояс... Выставка «Шедевры Императорской Академии художеств»
- Неизвестный художник круга Ф.С. Рокотова. Портрет молодого человека в белом мундире. Выставка «Шедевры Императорской Академии художеств»
- Иван Степанович Ксенофонтов (1817–1875). Товия возвращает зрение отцу своему. Выставка «Шедевры Императорской Академии художеств»
- Василий Андреевич Тропинин (1776–1857). Портрет Карла Александровича Лебрехта. Выставка «Шедевры Императорской Академии художеств»
- Павел Петрович Чистяков (1832–1919). Патриарх Гермоген отказывает полякам подписать грамоту. Выставка «Шедевры Императорской Академии художеств»
- Константин Дмитриевич Флавицкий (1830–1866). Дети Иакова продают брата своего Иосифа. Выставка «Шедевры Императорской Академии художеств»
- Петр Петрович Заболотский (1842 – после 1915). Моисей источает воду из камня. Выставка «Шедевры Императорской Академии художеств»
- Валерий Иванович Якоби (1834–1902). Первое торжественное собрание Академии художеств 7 июля 1765 года. Выставка «Шедевры Императорской Академии художеств»
- Михаил Васильевич Нестеров (1862–1942). До государя челобитчики. Выставка «Шедевры Императорской Академии художеств»
- Василий Васильевич Верещагин (1842–1904) Восточная лавка. Выставка «Шедевры Императорской Академии художеств»
- Степан (Стефан Александр) Владиславович Бакалович (1857 – 1947). Гречанка у моря. Выставка «Шедевры Императорской Академии художеств»
- Марк Захарович Шагал (1887–1985). Вид в сад. Выставка «Шедевры Императорской Академии художеств»
- Константин Федорович Юон (1875–1958). Волжские пристани. Выставка «Шедевры Императорской Академии художеств»
- Александр Евгеньевич Яковлев (1887–1938). Базар. Выставка «Шедевры Императорской Академии художеств»
- Исаак Израилевич Бродский (1884–1939). Бой быков в Мадриде. Выставка «Шедевры Императорской Академии художеств»
- Александр Николаевич Бенуа (1870–1960). Версаль. Фонтан «Пирамида». Выставка «Шедевры Императорской Академии художеств»
- Илья Ефимович Репин (1844–1930). Какой простор! Выставка «Шедевры Императорской Академии художеств»
- Сергей Юрьевич Судейкин (1882–1946). Портрет-шарж Николая Ивановича Кульбина. Выставка «Шедевры Императорской Академии художеств»
- Даниил Карпович Крайнев (1872–1949). Портрет боярина (?). Учебный этюд. Выставка «Шедевры Императорской Академии художеств»
- Фома Федорович Бондаренко. Молящаяся со свечой. Учебный этюд. Выставка «Шедевры Императорской Академии художеств»
- Александр Николаевич Бенуа (1870–1960) Петергофские фонтаны. Выставка «Шедевры Императорской Академии художеств»
- Лев Самойлович Бакст (Лейб-Хаим Израилевич Розенберг) (1866–1924). Коппелиус и Коппелия. Выставка «Шедевры Императорской Академии художеств»
- Константин Алексеевич Коровин (1861–1939). Цветы. Гурзуф. Выставка «Шедевры Императорской Академии художеств»
- Кириак Константинович Костанди (1852–1921). Гуси. Выставка «Шедевры Императорской Академии художеств»
- Иван Николаевич Крамской (1837–1887). Портрет Веры Николаевны Дервиз. Выставка «Шедевры Императорской Академии художеств»
- Исаак Ильич Левитан (1860–1900). Портрет Софьи Петровны Кувшинниковой. Выставка «Шедевры Императорской Академии художеств»
- Василий Дмитриевич Поленов (1844–1927). Мельница в Вёле. Нормандия. Выставка «Шедевры Императорской Академии художеств»
- Василий Дмитриевич Поленов (1844–1927). Киссинген. Выставка «Шедевры Императорской Академии художеств»
- Илья Ефимович Репин (1844–1930). Портрет Веры Алексеевны Шевцовой-Репиной. Выставка «Шедевры Императорской Академии художеств»
- Илья Ефимович Репин (1844–1930). Портрет Михаила Николаевича Горшкова. Выставка «Шедевры Императорской Академии художеств»
- Александр Иванович Савинов (1881–1942). Старые римские натурщицы. Выставка «Шедевры Императорской Академии художеств»
- Константин Андреевич Сомов (1869–1939). Фейерверк. Выставка «Шедевры Императорской Академии художеств»
- Николай Иванович Фешин (1881–1955). Портрет Елизаветы Феликсовны Ошустович. Выставка «Шедевры Императорской Академии художеств»
Интересно об экспонатах
Ниточки вьются, поясочки ткутся
В народном костюме узорные пояски, яркая обшивка для сарафанов и понев, оборы-подвязки для обуви по большей части создавались при помощи простейших инструментов для ручного ткачества. Из них представляют интерес небольшие квадратные пластинки, выполненные чаще из дерева, с отверстиями по углам – дощечки, или, как их еще называли в отдельных регионах, «досточки», «кружочки», «карты».
Для узких поясков, тесемочек использовали 6-8 дощечек, для более широких их количество могло превышать 30 штук. В угловые отверстия каждой дощечки заправлялись разноцветные нити основы длинной чуть больше будущего изделия. Сами дощечки складывались и закреплялись в определенной последовательности, которая выстраивала цветовую канву пояса. Нити натягивались между неподвижной опорой (например, вбитого в стену крюка) и поясом ткачихи. Расположение нитей в дощечках обеспечивало создание ткацкого зева, через который пропускался уток – рабочая нить. В ходе работы путем поворота дощечек на четверть круга нити основы перевивались, закрепляя уточную нить и открывая новый зев.
Таким образом получались пояски, тесемочки с простыми узорами в продольные и поперечные полоски, «галочки» и черточки. Виртуозность владения инструментом проявлялась в создании сложных геометрических узоров и надписей. Для этого применялись различные техники поворота отдельных групп дощечек в разных направлениях или перебросы одной через другую.
Девочек приобщали к этому виду рукоделия с 5-7 летнего возраста. Приданое будущей невесты начиналось c поясков, которых наткать надо было в качестве подарков не один десяток. Вот здесь-то и проявлялось девичье мастерство владения небольшими квадратными дощечками.
В музейной экспозиции «Мир русской деревни» представлены дощечки, которые бытовали в Тульской области 1930-1940-е годы. Они заправлены разноцветными нитями основы с небольшим затканным фрагментом пояска. Завершенные произведения этого вида рукоделия представлены в залах экспозиции в качестве отдельных экспонатов и в составе костюмных комплексов.
Ил. 1. Дощечки для ткачества. Тульская область, 1930-1940-е гг.
Ст.н.с. научно-фондового отдела «Русское народное и декоративно-прикладное искусство XVII – XXI вв.» И.С. Клыгина.
Если у вас есть вопросы или предложения по сотрудничеству:
звоните по тел./факс: 8 (496) 540-63-58
пишите на адрес: sergiev-mus@mail.ru
Заказ экскурсий по тел.:
8 (496) 540-53-56;
8 (985) 040-45-17
e-mail: sergiev-mus@mail.ru
Наш адрес: 141310, Московская область,
г. Сергиев Посад, проспект Красной Армии, 144
© 2014 ФГБУК «Сергиево-Посадский государственный историко-художественный музей-заповедник»
Использование материалов сайта без разрешения правообладателя - ЗАПРЕЩЕНО
Разработка сайта — студия Omniweb