Размер
A A A
Цвет
C C C
Изображения
Вкл. Выкл.
Обычная версия сайта

Интересно об экспонатах

Макет Духовской церкви. 1951 г. Скульптор Ольга Петровна Барановская

В музейном комплексе «Конный двор», в экспозиции «Троице-Сергиева Лавра: архитектурный ансамбль, страницы истории XIV-XVIII вв.», находится макет Духовской церкви. Модель храма была выполнена в 1951 г. на основе проекта реставрации церкви Сошествия Святого Духа на апостолов, построенной в 1476 году псковскими мастерами на территории Троице-Сергиева монастыря. Исполнила модель Духовской церкви скульптор Ольга Петровна Барановская, дочь архитектора П.Д. Барановского.

Церковь Сошествия Святого Духа на апостолов (1476 г.) – один их двух сохранившихся храмов XV в. на территории Троице-Сергиевой лавры. (Первый – Троицкий собор 1422 г., возведенный над захоронением основателя монастыря – Сергия Радонежского).

Духовская церковь – уникальное сооружение (как, впрочем, и почти все строения в обители). Стены церкви украшает пояс, состоящий из терракотовых балясин, обрамленных изразцами. Это – самый ранний пример использования керамического декора в московском зодчестве.

Она представляет собой тип церкви «иже под колоколы», когда звонница, помещенная в основании главы, составляет единое целое с храмом.

Мы привыкли, что колокол звонит, когда звонарь, раскачивая язык, бьет им о стенки неподвижного колокола. В данном случае все было иначе. Колокол крепился к свободно лежащей деревянной балке, с края балки спускались веревки, и звонарь с земли за веревки раскачивал балку вместе с колоколом, и звук производился ударом колокола о свободно подвешенный язык.

Кавельмахер В.В. Духовская церковь. Реконструкция системы звонов..jpg

Кавельмахер В.В. Духовская церковь. 

Реконструкция системы звонов.

Это единственный дошедший до наших дней памятник XV в. подобного типа. С течением времени колокола переместили на новую колокольню. Открытые пролеты звонницы храма заложили, а фигурное (позакомарное) покрытие храма сменила четырехскатная кровля. Сама церковь со всех сторон была обнесена пристройками: в XVI столетии с северной стороны была устроена палатка над захоронением Максим Грека (неоднократно перестраиваемая), с южной в 1867 г. – придел Филарета Милостивого над погребением митрополита Московского Филарета (Дроздова). Обе эти пристройки объединяла паперть, примыкавшая к западному фасаду Духовской церкви.

Духовская церковь. Открытка рубежа XIX-XX вв..jpg

Духовская церковь. Открытка рубежа  XIX-XX вв.

В 1937 г., обследуя Духовской храм, известный архитектор Петр Дмитриевич Барановский (в частности, по его обмерам был восстановлен храм Казанской Божьей Матери на Красной площади и считается, что благодаря его усилиям не был снесен храм Василия Блаженного) обнаружил существование звонницы, скрытой позднейшими переделками. Во время реставрационных работ приделы разобрали (1938-1940 гг., архитектор И.В. Трофимов).

Духовская церковь после разборки приделов. 1940 г. фото с негатива СПМЗ.jpg

Духовская церковь после разборки приделов. 1940 г. фото с негатива СПМЗ.

Звонницу раскрыли (1960 г., архитектор В.И. Балдин, но способ звона восстановлен не был).

Восстановление звонницы и позакомарного покрытия Духовской церкви. 1960 г..jpg

Восстановление звонницы и позакомарного покрытия Духовской церкви. 1960 г.

В 1950 г. Загорский историко-художественный музей для экспозиции «Архитектурные памятники Троице-Сергиева монастыря и их реставрация» заказал макет Духовской церкви. В тот период моделей памятников Лавры в музее не было, а они стали бы «наиболее наглядными и выразительными экспонатами в экспозиции такого рода». Кроме того, звонница Духовской церкви на тот момент еще не была восстановлена, и макет представлявший ее в первоначальном виде должен был вызвать «исключительный интерес». Ведь модель храма была выполнена на основе проекта ее реставрации: без поздних приделов и с древней звонницей. Исполнила ее скульптор Ольга Петровна Барановская под руководством своего отца – архитектора П.Д. Барановского.

Духовская церковь_сайт.jpg

Макет Духовской церкви. Скульптор О.П. Барановская. 1951 г. СПМЗ

Причем модель показывает не только звонницу, впоследствии, как уже упоминалось, восстановленную, но и древнюю шлемовидную форму купола. Это тем более ценно, что в наше время памятник имеет главу в форме луковицы, относящуюся к XVIII столетию. Реставраторы отказались от воссоздания первоначального купола из-за отсутствия точных данных о нем.

В конце 1951 г. модель была закончена. Но она не сразу поступила в музей. Закупочная комиссия Главного управления учреждений изобразительного искусства Комитета по делам памятников искусств при Совете министров СССР отказалась ее приобретать. Мотивировкой послужило то, что они закупают только произведения живописи и скульптуры. Но музей-то рассчитывал на приобретение данной модели не случайно. Именно эта комиссия уже передавала в музей модель храма. Но это была модель церкви московской и, соответственно, не могла быть включена в экспозицию.

После долгих перипетий Государственная закупочная комиссия все же приобрела модель Духовской церкви для Архитектурного отдела музея на основании приказа по Министерству культуры СССР. Произошло это в январе 1954 г.

В 1958 г. макет был направлен на Брюссельскую выставку. Бывал он и на других выставках. Так относительно недавно (2010 г.) он, среди других экспонатов, был представлен в Париже (Лувр) на выставке «Святая Русь». 


Ведущий научный сотрудник отдела «История и культура Сергиево-Посадского края XIV - начала XX века» Н.В. Холодкова.