Размер
A A A
Цвет
C C C
Изображения
Вкл. Выкл.
Обычная версия сайта

Интересно об экспонатах

Композиции «Цветы Луны». С.М. Бескинская. 1968 г.

Среди экспонатов, представленных на выставке «Ваше Величество Женщина», значимое место принадлежит произведениям художественного стекла. Автором большинства из них является Светлана Михайловна Бескинская (1930–1986) – Заслуженный художник РСФСР. Её творчество оказало большое влияние на целый этап развития декоративно-прикладного искусства. Она активно участвовала в художественной, педагогической и организационно-общественной деятельности, развивала линию авторского стеклоделия. С.М. Бескинская стала энтузиастом в области сульфидно-цинкового стекла, которое за неисчерпаемое богатство цвета и исключительные возможности изменять окраску в зависимости от температуры и длительности обработки часто называют «русским чудом».

Одним из самых ярких произведений автора, в котором проявилась абсолютная свобода творческого самовыражения, является композиция «Цветы Луны». Предметы, входящие в ее состав, представляют собой вытянутые или приземистые вазы необычной формы. Их верхняя часть смоделирована в виде оплавленных разрезов, а вся поверхность насыщена разнообразными игольчатыми наростами, подобными природным сталактитам. Форма и декор настолько связаны, что невозможно сказать, что здесь первично: форма предметов переходит в декор или объемный декор образует форму? Вот как сама художница описывала процесс своей работы: «К «Цветам Луны» подбиралась долго. Чувствовала образ, но не сразу смогла объяснить мастеру. Вначале сделала разрезы ножницами по кругу, как венчик цветка. Потом разрезы углублялись, усложнялись, обрастали плотью, оплавлялись, на первоначальных появлялись новые. Так получились необычные, не наши земные цветы».

Сульфидно-цинковое стекло обладает уникальным свойством создавать постепенные переходы тонов и позволяет получать новые виды окрашенных стекол – дымчатых и опаловых. Эти возможности талантливо использованы автором в создании фантастического растения, где образность построена не только на форме, но и на цветовых ассоциациях. Сложносочиненные формы как будто вспыхивают различными цветами изнутри, наполняя их таинственным внутренним «лунным» светом. 

Другие произведения декоративно-прикладного искусства можно увидеть в экспозиции «Русское декоративно-прикладное искусство XVIII – XXI вв.» 

Илл. 1, 2.  Композиции «Цветы Луны». Бескинская С.М. 1968 г. 

Керамико-скульптурная фабрика Художественного фонда СССР, г. Львов 


Зав. сектором «Русское народное искусство XVII – начала XXI века» Т.А. Полосинова.