Размер
A A A
Цвет
C C C
Изображения
Вкл. Выкл.
Обычная версия сайта

Интересно об экспонатах

Стакан с изображением пейзажа. А.П. Вершинин

TK.jpg Доступно тифлокомментирование

 

В экспозиции «Русское декоративно-прикладное искусство XVIII – XXI вв.» представлен редкий стакан, созданный в конце XVIII – начале XIX вв. на Никольско-Бахметьевском хрустальном заводе. Особенность данного предмета заключается в том, что он имеет две стенки, а в образовавшемся между ними пространстве размещается своеобразная панорамная 3D композиция с занимательным повествованием об усадебной жизни.

001_.jpg

Стакан с изображением пейзажа. Конец XVIII – начало XIX вв. Россия, Пензенская губ., Никольско-Бахметьевский хрустальный завод. Мастер А.П. Вершинин.

Здесь мы видим господский дом, перед которым стоят держащиеся за руки мужчина и женщина, возможно, хозяева усадьбы. Перед домом пруд, по которому плавают лебеди. В движущейся по водной глади лодке сидят двое мужчин, а рядом на берегу расположился рыбак с удочкой. С другой стороны стакана перед парковым павильоном развернулась загадочная сценка с мужскими персонажами.

002_.jpg   
   
Стакан с изображением пейзажа. Конец XVIII – начало XIX вв. Россия, Пензенская губ., Никольско-Бахметьевский хрустальный завод. Мастер А.П. Вершинин.

Если присмотреться, то можно увидеть, что фигурки людей, архитектурные постройки и лебеди выполнены из раскрашенной бумаги, а для элементов пейзажа использован природный мох. Авторство стакана приписывается Александру Петровичу Вершинину – одному из самых известных художников Бахметьевского завода. Будучи крепостным из семьи потомственных стеклоделов завода, мастер освоил несколько специальностей. Он одинаково хорошо выполнял стеклодувные работы, росписи, занимался проектированием будущих изделий, изучал составы стекла и способы его обработки.

003_.jpg

Стакан с изображением пейзажа. Конец XVIII – начало XIX вв. Россия, Пензенская губ., Никольско-Бахметьевский хрустальный завод. Мастер А.П. Вершинин.

В различных российских и зарубежных музеях хранятся единичные экземпляры аналогичных изделий с похожим сюжетом, но всегда имеющие отличия в деталях. Считается, что во всем мире их сохранилось порядка двадцати. Долгое время технология изготовления этих стаканов оставалась полнейшей загадкой. До сих пор существуют только теоретические предположения процесса их изготовления.
Зав. сектором «Русское народное искусство XVIII-XXI вв.» Т.А. Полосинова.